Корпорации США не могут продавать им определенные виды товаров и технологий без прохождения процедуры экспортного контроля. Американские власти сообщили, что в перечень попали "конечные военные пользователи".
"Уровень зависимости от американских технологий в военно-промышленном комплексе не слишком велик, многие предприятия уже давно находятся под санкциями и научились справляться своими силами или заказывать комплектующие у поставщиков из других стран, - отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. - Понятно, что принятие нового списка - еще один элемент "технологической войны" против нас. Но военно-промышленный комплекс и сельское хозяйство - лидеры по импортозамещению". Оборонно-промышленный комплекс России вряд ли ощутит на себе новые санкции, введенные США, заявил вице-премьер Юрий Борисов. "Мы уже привыкли к этому, даже не замечаем", - ответил он на вопрос РИА Новости об их возможных последствиях. "Технологически мы от США достаточно сильно зависим в двух компонентах: производственных платформах и авионике", - отмечает Широв и добавляет, что фигуранты списка выпускают не только военную продукцию. Под давлением теперь окажутся, например, программы по самолетам МС-21 и SSJ.
Поскольку речь идет в первую очередь о военно-промышленной продукции, распространять на нее принципы свободной торговли Александр Широв предлагает с очень большими оговорками. Торговля вооружением в мире давно ориентируется не столько на экономические, сколько на политические резоны. И зачастую рынки сбыта определяются тем, кто против кого и вместе с кем дружит.
"Санкции давно являются нашей обыденной реальностью", - прокомментировали в "Ростехе". В военной авиации зарубежные комплектующие уже давно не используются. "В гражданском сегменте сотрудничество продолжается, каких-либо уведомлений о его прекращении российские компании не получали, - добавили в госкорпорации. - Российский авиапром продолжает реализацию основных программ. При этом мы считаем важным сохранить пространство для международного партнерства. Параллельно отрасль работает на упреждение рисков".
Идет работа по развитию гражданских продуктов с использованием отечественных систем нового поколения. Это касается и МС-21, и SSJ, и Ил-114-300. Например, МС-21 предлагается рынку как с американскими двигателями Pratt & Whitney, так и с российскими ПД-14. "Ту же логику планируется реализовать в рамках развития программы SSJ-New. Обновленный самолет сможет предлагаться на рынке как с текущими российско-французскими двигателями SaM-146, так и с полностью отечественными двигателями ПД-8. Такой подход снижает неэкономические риски", - указали в "Ростехе".
Импортозамещение остается магистральным направлением развития промышленности. С 2015 года доля российской продукции пищемаша увеличилась почти в четыре раза, сельхозмаша и станкопрома - более чем в два раза.
В среднем по машиностроению мы приросли с 38 до 60%, по обработке планку в 50% преодолели уже восемь отраслей, а пять превысили рубеж в 75%. Учитывая, что действующие планы импортозамещения в этом году формально заканчиваются, минпромторг решил подготовить их новую версию до 2024 года. Они будут ориентированы теперь и на конечную продукцию, и на замену комплектующих и материалов.