Новости

24.12.2020 19:30
Рубрика: Экономика

Так цифры сошлись

Как цифровизация меняет и будет менять нашу повседневную жизнь
 Фото: Михаил Метцель/ТАСС  Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Граждан будут оповещать о ЧП, появятся системы дистанционного мониторинга здоровья, спортсмены получат цифровые паспорта, а бизнес сможет в режиме онлайн оформлять патенты и лицензии. Как цифровизация меняет и еще изменит жизнь россиян, читайте в материале "РГ".

Все школы получат доступ в интернет

К 2030 году 97% российских семей получат широкополосный доступ к интернету, а уже в следующем году завершится подключение к Сети школ и больниц.

В России мобильный интернет - один из самых быстрых и дешевых в мире. Однако широкополосный интернет, позволяющий без перебоев учиться, работать и смотреть кино онлайн, добрался лишь до 78% россиян (по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций за 2020 год).

Неравномерное распространение интернета создает неравенство возможностей. Пандемия, которая потребовала перевода значительной части повседневной жизни в удаленный формат, буквально обнажила эту "разбалансированность", отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

В этом году появились новые нормы по предоставлению универсальных услуг связи (УУС). Точки Wi-Fi и сотовая связь должны появиться во всех населенных пунктах, где проживают хотя бы 100 человек. Граждане смогут проводить интернет от этой точки прямо к себе домой - либо за свой счет, либо заплатив оператору УУС за организацию канала.

К интернету за счет государства подключают социально-значимые объекты - школы, фельдшерские пункты и госорганы. "В 2021 году должно быть завершено подключение к интернету всех соцобъектов, - рассказал вице-премьер. - Больше 60% уже подключено, подключат еще 35 тысяч объектов". И это не просто прокладка кабеля до здания, но и подключение оборудования для раздачи бесплатного интернета внутри помещений. В планах государства - обеспечить всех учителей планшетами.

35 тысяч социально значимых объектов подключат к интернету в 2021 году

А к 2026 году подводная линия связи протянется от Мурманска до Владивостока. Также в этом году началось строительство оптоволоконной линии связи до Чукотки, которая до сих пор не присоединена к единой сети электросвязи наземными каналами. Она будет готова уже к 2022 году.

В марте заработает новый портал госуслуг

Одна из целей цифровой трансформации госуправления - сделать взаимодействие между гражданами и органами власти практически незаметным, бесшовным. Создать экосистему, в которой гражданин будет автоматически - в проактивном режиме - получать необходимые ему услуги.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Алпатова

Уже сейчас в режиме онлайн можно подать документы на получение паспорта, оплатить штрафы, записать ребенка в школу и на кружки, записаться к врачу и узнать состояние пенсионного счета. Задача государства - перевести в электронный формут до 95% госуслуг. "Опыт пандемии показал, что такие электронные услуги мы можем запускать очень быстро, буквально за пару недель", - рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. За короткое время удалось создать 48 новых услуг. По большинству из них доля онлайн-обращений составила 90%, что доказывает удобство такого формата для людей.

Самыми популярные услуги на портале - это запись на прием к врачу, запрос о состоянии пенсионных счетов, регистрация водительских удостоверений и постановка автомобиля на учет. В этом году самой популярной услугой стали выплаты на детей - количество обращений за ними перевалило за 25 млн.

"Портал госуслуг - высоконагруженный сервис, и он демонстрирует, что востребованность цифровых услуг и сервисов растет", - отметил вице-премьер. Весной, когда были запущены первые детские выплаты, портал оказался не готов к колоссальной нагрузке - в пиковые дни его посещали до 17 млн человек. Тогда мощности портала пришлось увеличить.

Сейчас очевидно, что спрос на онлайн-услуги постоянно растет. Новая версия портала, которая заработает в марте 2021 года, должна стать более технологичной, чтобы справляться с любыми объемами.

Кроме того, будет меняться сама структура госуслуг. Сроки их оказания сокращаются до нескольких часов. Там, где требуется межведомственное согласование и проверка данных, они будут занимать максимум до двух дней, рассказал Чернышенко. "В идеале мы хотим сделать так, чтобы можно было в один клик получить справку или услугу", - сказал он. Для этого нужно внедрять новые решения в работу портала.

Государство стремится к проактивности в сфере госуслуг - когда услуга будет предоставляться человеку автоматически, без сбора справок и документов. Ключевой должна стать реестровая модель оказания госуслуг - официальными будут только сведения в государственных информационных системах, а не бумажные документы. В электронном формате уже есть СНИЛС, медицинские карты и справки, свидетельство о праве на собственность, сертификат на материнский капитал, страховка ОСАГО, трудовые книжки и другие. Со временем их число будет увеличиваться.

Госуслуги логически выстраиваются в комплексы услуг - "суперсервисы", которые охватят основные сферы жизни человека - рождение и воспитание ребенка, образование, имущество и другие. Всего к запуску планируется 25 суперсервисов, два из них уже реализовано - поступление в вуз онлайн (в этом году подано 70 тыс. заявлений в 54 вуза) и оформление европротокола о ДТП онлайн (более 220 тыс. скачиваний приложения "Помощник ОСАГО").

Искусственный интеллект на стороне граждан

Роботизированного помощника научили отвечать на запросы граждан, поступающие на единый номер 122 по вопросам ковида. Разработку на основе искусственного интеллекта (ИИ), названную "Светланой", сначала запустили в Московской области. Теперь ее применяют уже в 12 регионах.

Голосовые помощники для нас не в новинку. Часто разговор с ними превращается в беседу с немного глухим, ведь обычно они плохо различают нюансы человеческой речи. "Светлана" - совсем другая, уверяют те, кто видел (а точнее слышал)ее в действии. Ее манеру общения практически невозможно отличить от человеческой.

По данным Московской области, "Светлана" обрабатывает до трети вызовов, поступающих на номер 122. Она обслуживает одновременно 300 линий: принимает звонок, распознает персональные данные жителя и оформляет вызов через единую медицинскую систему. Врачи по ее вызову посетили уже 150 тысяч жителей области.

Для многих по-прежнему секрет, что же такое искусственный интеллект. Между тем его технологии окружают нас на каждом шагу. Например, виртуальные помощники вроде Siri (Apple) и Алисы ("Яндекс"), которые могут ответить на любой вопрос. Контекстная реклама, которая анализирует наши запросы и выбирает баннер для показа. Искусственным интеллектом оснащены беспилотники, камеры видеонаблюдения (они, в том числе, считывают номера машин и открывают шлагбаумы) и роботы-хирурги.

Самообучающиеся программы оптимизируют работу во многих сферах жизни. В городской среде интеллектуальные системы анализируют большое количество данных и выбирают оптимальный режим работы светофоров, интенсивности освещения улиц и так далее. Эти системы уже есть на улицах российских городов. Так, в Туле есть умные светофоры, которые меняют режим работы в зависимости от ситуации, а в Новомосковске Тульской области рядом с детским парком установлен умный пешеходный переход: он подает сигнал водителям, если рядом пешеход.

В перспективе автомобили будут оснащать специальными датчиками. Их вместе с дорожной инфраструктурой подключат к единой транспортной платформе - это позволит контролировать дорожные потоки, предупреждать водителей об опасностях на дороге и минимизировать пробки.

Весной 2020 года в России появился первый "умный" город-курорт - Железноводск. Его жители и туристы могут через онлайн-приложение отслеживать движение транспорта, пользоваться мобильным гидом и даже узнавать уровень минеральной воды в бюветах. Здесь также появились "умные" пешеходные переходы и остановки транспорта.

Искусственный интеллект активно используется в медицине - во время коронавируса технологии ИИ помогли врачам не только оценивать площадь поражения легких пациентов, но и выявлять ранние признаки рака легких. ИИ обрабатывает в десятки раз больше данных, чем может позволить себе человек, а ранняя диагностика может спасти чьи-то жизни.

Искусственный интеллект сегодня способен писать песни, стихи и даже новости для СМИ. Не так давно The Guardian опубликовал целую статью, написанную ИИ. "РГ" также внедряет ИИ в свою работу, но пока не для написания материалов, а для подбора релевантных ссылок на сайте.

Искусственный интеллект может распознавать тексты, подбирать товары, выстраивать маршруты в навигаторе, определять "хороших" или "плохих" заемщиков в банке. Вполне возможно, что в ближайшее время простейшие государственные операции тоже будет выполнять искусственный интеллект. Например, выдавать справки или лицензии.

Россия - одна из передовых стран по разработкам в области ИИ, однако пока в нашей стране нет релевантной правовой базы. В конце января 2021 года в нашей стране начнут действовать экспериментальные правовые режимы, или "цифровые песочницы", которые позволят отработать в тестовом режиме правоприменительную практику по инновационным технологиям, в том числе ИИ. В частности, будет опробован сервис поддержки принятия врачебных решений.

Цитата

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций:

"Можно задуматься о таком явлении, как чиновник-робот. В сфере выдачи пособий, разрешений, лицензий точно можно полностью убрать человека".

Цифровизация затронет все сферы жизни человека

Граждан будут оповещать о чрезвычайных происшествиях, появятся системы дистанционного мониторинга здоровья, спортсмены получат цифровые паспорта, а бизнес сможет в режиме онлайн оформлять патенты и лицензии. В ближайшие годы нашу жизнь ждет масштабная трансформация, и ее двигателем могут стать проекты, разработанные руководителями цифровой трансформации (РЦТ).
Фото: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Алпатова

Все проекты РЦТ ориентированы на практическое применение. Так, для мониторинга окружающей среды создан "Единый портал госинформирования", в разработке которого участвовали МЧС, Росприроднадзор и Рослесхоз. Систему уже апробировали в ходе резонансных инцидентов 2020 года - аварии под Норильском и экологической катастрофы на Камчатке. В работе системы будут задействованы различные датчики и информация с космических спутников. В том числе можно будет отслеживать начало лесных пожаров, чтобы вовремя их предотвращать.

Минспорт разработал цифровую платформу для профессиональных спортсменов. Каждый из них получит свой "цифровой паспорт", где будут отражены его спортивные достижения и звания. Это крайне важно для России, где почти 1,5 млн спортсменов-разрядников. Платформа сделает систему присвоения спортивных званий более прозрачной. В этом году начнется тестирование еще одной спортивной платформы, которая будет собирать статистику и формировать Единый календарь спортивных соревнований.

Роспатент из обычного сервиса развернул целую платформу для продажи патентов и товарных знаков онлайн. Если раньше это занимало несколько месяцев, то новая система позволит сократить процедуры до нескольких минут. Кроме того, станет удобным и простым процесс "поиска" контрагентами друг друга.

Региональные РЦТ также активно развивают цифровые проекты. На этой неделе в Архангельской области дан старт интеллектуальной транспортной системе, рассказал Павел Окладников, министр связи и информационных технологий области. Это автоматизированное управление потоками машин, светофорами, движением на перекрестках. В течение 2-3 лет к ней подключат светофоры, камеры наблюдений, другие дорожные объекты. Также в регионе во время коронавируса запустили систему мониторинга здоровья, которая позволяет отслеживать статистику заболеваемости и оказывать населению своевременную поддержку.

В Ульяновской области тоже заработала информационная система транспорта. К ней уже подключены три тысячи транспортных единиц, система 2ГИС и транспортная система "Яндекса", рассказал Сергей Прозоров, РЦТ минэкономики и промышленности области. Другая разработка - инвестиционный портал, куда с помощью цифровых технологий привлекают инвесторов.

Среди проектов, разработанных РЦТ, - внедрение телемедицинских технологий, платформа дистанционного мониторинга здоровья и так далее.

Все РЦТ проходят специальное обучение в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС. В этом году образовательные программы центра окончили почти 10 тыс. госслужащих, рассказала директор центра Ксения Ткачева. По результатам обучения появилось 16 проектов федеральных РЦТ и целый ряд региональных.

В Центре подготовки цифровых кадров в этом году более трех тысяч госслужащих прошли программу "Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции", еще 4,6 тысячи человек изучили основы цифровой трансформации в госуправлении.

Плюсом обучения цифровой трансформации и региональные, и федеральные РЦТ называют формирование профессионального сообщества - коллеги из смежных отраслей смогли по-новому посмотреть на свою работу, обменяться опытом, завести полезные связи.

На местах

Работа РЦТ тесно связана с центрами управления регионами (ЦУРами), которые к началу декабря открылись по всей стране. Они должны наладить быструю коммуникацию между чиновниками и местными жителями. Обращения обрабатываются через порталы обратной связи и систему "Инцидент Менеджмент". Последняя мониторит отзывы жителей в соцсетях "ВКонтакте", "Одноклассниках", Instagram, Facebook и Twitter.

За 2020 год только в рамках системы "Инцидент Менеджмент" обработано более 1,9 млн сообщений, рассказал Кирилл Истомин, первый замгендиректора организации "Диалог Регионы", которая курирует работу ЦУРов. Срок ответа в среднем составляет восемь часов. "Три основных тематических блока - ЖКХ, благоустройство и дороги. Примерно треть вопросов от граждан, связана с незнанием ими своих прав и требует лишь разъяснения", - сообщил он. Еще треть проблем решаются за несколько дней без дополнительного бюджетирования - ремонт сломанного забора, ликвидация свалки. Обращения, требующие серьезных затрат или изменений в законодательство (например, долгострой), ЦУРы передают органам власти. "Они все видны на тепловой карте региона и дают четкое понимание проблем субъекта", - пояснил Истомин.

Цитата

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер

"Президент России назвал цифровизацию наряду с другими национальными приоритетами - здоровьем и благополучием людей, созданием комфортной и безопасной среды для жизни, обеспечением достойного труда и успешного предпринимательства. Новые технологии можно сравнить с электричеством: чтобы пользоваться электроприборами, не нужно знать, как ток бежит по проводам. Важен только результат. Гражданам не нужно знать, как устроены цифровые технологии. Важно, чтобы жизнь с ними становилась комфортнее. И это задача РЦТ - создать удобную среду для человека и бизнеса"

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Подготовлены новые меры поддержки ИТ-отрасли

Правительство подготовило второй пакет мер поддержки ИТ-индустрии. Новые меры разработаны совместно с представителями отрасли. Их запуск создаст еще больше преимуществ для развития российских решений.

Пандемия подтолкнула государство к ускоренной цифровой трансформации, сделав ее одним из национальных приоритетов, обозначенных президентом до 2030 года. При этом пандемия выявила "узкие места", в том числе зависимость России от зарубежных разработок в области программного обеспечения.

"Мы ощутили как никогда зависимость от зарубежных технологий, и вопрос суверенитета страны встал довольно остро, - отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. - Вопиющий случай, когда некоторым вузам не продлили лицензии на некоторые виды программного обеспечения". Перед государством стоит задача - вчетверо увеличить вложения в отечественные ИТ-решения.

В этом году были разработаны беспрецедентные меры поддержки, которые могут превратить Россию в одну из самых привлекательных стран для ИТ: с 1 января 2021 года начнет действовать "налоговый маневр": налог на прибыль для компаний отрасли снизится с 20% до 3%. Страховые взносы в фонд оплаты труда - с 14% до 7,6%. Это принципиально важно, объяснил вице-премьер, так как кадры - основная статья расходов ИТ-компаний. Кроме того, обнулится НДС для разработчиков из реестра отечественных решений.

Второй пакет мер поддержки создаст еще больше преференций для российских компаний. "ИТ-индустрия - это та отрасль, где мы можем не только оказывать услуги внутри страны, но и активно экспортировать", - подчеркнул он.

Также в России действует программа импортозамещения в сфере госзакупок - приоритет отдан программам из реестра, в котором уже более 7,3 тыс. записей - поисковики, электронная почта, голосовые помощники и другие программы.

Экономика Отрасли Связь