Самарский университет и "Силовые машины" сделают первую в России газотурбинную установку для тепло- и электроснабжения на метано-водородном топливе. Она будет более экологичной по сравнению с аналогами на керосине или природном газе, сообщила пресс-служба вуза.
Сегодня на базе университетского центра газодинамических исследований создано совместное конструкторское бюро (КБ). Оно займется разработкой технологий производства камер сгорания энергетических газотурбинных установок, работающих на альтернативном топливе с высоким содержанием водорода.
- Это новое направление в энергетике России, подобных отечественных установок пока не существует, - рассказал начальник КБ Сергей Матвеев. - Первым нашим проектом станет разработка камеры сгорания для перспективной газотурбинной электростанции ГТЭ-65В мощностью 65 МВт. В качестве топлива в этой установке будет использоваться метано-водородная смесь. Это позволит увеличить мощность турбины (прим ред. водород существенно превосходит авиационный керосин по теплотворной способности) и снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Как показали предварительные исследования, использование метано-водородной смеси с долей водорода 40-50 процентов увеличит мощность газотурбинной установки примерно на 10 процентов. Такое оборудование можно будет в перспективе использовать на крупных промышленных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов.
Экспериментальную модельную камеру сгорания изготовят на 3D-принтере в лаборатории аддитивных технологий самарского вуза. Работы начнутся уже в феврале 2021 года, они займут несколько лет. Разработку технического проекта камеры сгорания газотурбинной установки предполагается завершить в 2023 году, после чего на промышленном предприятии "Силовых машин" будет изготовлен опытный образец.
Производитель не случайно выбрал самарский вуз для сотрудничества, поскольку исследования в области применения водородного топлива ведутся в регионе еще с 60-х годов прошлого века. В двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Кузнецова был создан уникальный двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. Он был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года. Это был первый в мире самолет, использовавший водородное топливо. Он успешно прошел комплекс испытаний, совершив несколько международных перелетов по Европе. В основной состав инженеров, работавших над этим двигателем, вошли выпускники Куйбышевского авиационного института (сейчас Самарский университет).