19.01.2021 02:30
    Поделиться

    Год Германии в России включил в себя обширную культурную программу

    Год Германии в России отличает обширная и интересная культурная программа
    Культурная программа Года Германии в России представляет собой плод коллективных усилий как его организаторов, так и их российских партнеров. Важная роль в ее реализации отводится Гёте-Институту.
    © Deutsche Botschaft Moskau / Nikita Markov

    "Мы видим в этом прекрасную возможность укрепить сотрудничество с нашими давними партнерами и найти немало новых. Именно поэтому культурная программа Года Германии обращена в первую очередь к российским регионам. Мы осознанно идем за пределы столицы и других крупных мегаполисов, чтобы охватить нашими разнообразными мероприятиями наиболее широкую территорию", - подчеркивает Анна Шюллер, руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве. Эту идею наглядно демонстрируют, в частности, фестивали в формате Pop-Up, которые либо уже состоялись, либо еще предстоят в ряде российских регионов.

    Гёте-Институт обеспечивает координацию и продвижение совместных проектов в культурной сфере, которые реализуются в рамках Года Германии в России. От Калининграда до Владивостока пройдут кинофестивали, концерты и выставки, а также состоятся дискуссии - на реальных и виртуальных площадках - на темы, которые играют важную роль в общественной жизни наших стран. Эти мероприятия адресованы всем, кто интересуется жизнью современной Германии. Их главной целевой аудиторией является молодежь, которая ищет ответы на все важные вопросы современности, будь то образование, цифровизация, изменение климата или устойчивое развитие в целом.

    Диалог между обществами двух стран и партнерство играют ключевую роль в концепции Года Германии в России. Обмен мнениями дает возможность лучше понимать друг друга и ведет к осознанию общей ответственности за то, каким будет завтрашний день на нашей планете. Ответственность перед будущим становится предметом рефлексии современных художников и дает новые импульсы как для творчества, так и для развития культуры в целом. В сегодняшнем мире культурная деятельность все больше носит трансграничный характер. Творческие люди свободно передвигаются между странами, черпают вдохновение из разных источников, культур и традиций. Они взаимодействуют друг с другом без оглядки на государственные границы и национальную принадлежность. Открытость и стремление к сотрудничеству как с немецкой, так и с российской стороны стали основой для создания разветвленной партнерской сети, которая дает основание надеяться на успех культурных мероприятий программы Года Германии.

    Именно в регионах возникло немало новых партнерских инициатив в области культуры и в художественном творчестве. Чтобы придать этому процессу еще большую динамику, были проведены два конкурса, в которых могли участвовать немецкие и российские партнеры.

    Гёте-институт регулярно обращается к общему культурно-историческому наследию наших стран

    Можно отметить международный фестиваль "Типомания-2021 в Бурятии" (Улан-Удэ и Байкал), посвященный графическому дизайну, каллиграфии, моушн-дизайну и книгоизданию. В рамках конкурсного проекта планируется создать в Бурятии международную дискуссионную площадку для специалистов креативного сектора Запада и Востока. Кроме того, пройдут встречи местных студентов и школьников с ведущими представителями творческих индустрий из разных стран, в том числе из Германии.

    Гёте-Институт регулярно обращается к общему культурно-историческому наследию наших стран. Культурный обмен между Россией и Германией насчитывает несколько столетий и дает немало примеров взаимовлияния в творчестве. Некоторые из них, как говорится, на слуху: это советский ВХУТЕМАС и немецкий Баухаус, Кандинский и "Синий всадник".

    Но вот пример не только трансграничного обмена творческими идеями, но и их перемещения во времени. Как известно, Пушкин и Гёте никогда не встречались друг с другом, но испытывали большую взаимную симпатию. Пушкин восхищался творчеством великого немца и, в частности, переработал одну из сцен "Фауста", которую можно увидеть в экранизации "Маленьких трагедий" 1979 года советского режиссера М. Швейцера. Уже в наши дни эта тема заинтересовала берлинского медиа-художника Лиллевана, и он загорелся идеей совместного проекта с российскими художниками, который должен был послужить метафорой отношений не только Пушкина и Гёте, но и множества других деятелей искусства, на протяжении столетий и по сей день вдохновлявшихся творчеством друг друга. По словам Лиллевана, "идея была в том, чтобы создать произведение, которое можно показывать в открытом пространстве и которое бы отображало связь России и Германии". Его партнерами стали группа художников "Сила Света" и видеохудожник Вадим Эпштейн из Москвы.

    Проект "Линия Бетховена": концерт в вестибюле станции МЦК "Нижегородская". Фото: © Юлия Кулинчик

    Вот что говорит об этой уникальной немецко-российской копродукции руководитель отдела культурных программ Гёте-Института Анна Шюллер: "Отправной точкой 15-минутной видеопроекции служат Гёте и Пушкин, а далее перед зрителем разворачивается аудиовизуальный калейдоскоп, который призван засвидетельствовать интенсивный процесс творческого обмена между деятелями культуры и культурными движениями обеих стран: здесь Баухаус и Василий Кандинский, Эль Лисицки и Казимир Малевич, Петр Чайковский и Всеволод Мейерхольд. Это видеопроизведение представляется мне ключевым проектом Года Германии в России, потому что оно демонстрирует, как деятели культуры двух стран вдохновлялись творчеством друг друга, а также насколько плодотворным и многогранным был этот процесс, давший нам великие творения". Кстати, немецкий соавтор проекта вел работу со своими российскими партнерами в виртуальном пространстве, так сказать, на "удаленке". Его премьерный показ состоится на одной из площадей в центре Москвы весной 2021 года.

    Год Германии отмечен плодотворным сотрудничеством с целым рядом российских кино- и театральных фестивалей, эксперты которых хорошо знакомы с актуальными тенденциями и процессами в этих областях за рубежом и, в частности, в Германии. В результате в программах российских фестивалей 2021 года задействованы наиболее интересные немецкие театральные постановки и фильмы. Так, на фестивале NET звезда немецкой режиссуры Сюзанна Кеннеди представит российскому зрителю "Три сестры" Антона Чехова. Эта новая постановка стала очередным свидетельством непреходящего интереса немецких театров - больших и малых - к творчеству русских писателей, особенно Чехова. Еще одним ярким событием театральной жизни России в рамках Года Германии несомненно станет выступление балетной труппы Пины Бауш из Вупперталя на международном фестивале в Александринском театре, который проходит каждую осень в Санкт-Петербурге. Труппа представит постановку "Полнолуние".

    Все события в рамках культурной программы Года Германии в России рассчитаны на широкую аудиторию

    Немецкая электронная музыка пользуется большой популярностью в других странах, в том числе и в России, особенно в молодежной среде.

    Фестивали на эту тему собирают публику из разных стран, да и общение музыкантов носит подчеркнуто трансграничный характер, в результате на свет появляются международные копродукции. В последние годы в электронной музыке все громче заявляет о себе как о музыкальной столице Казань. Поэтому решение сделать электронную музыку "гвоздем" десятидневного Pop-Up-фестиваля в Казани в ноябре 2020 года выглядело абсолютно логичным. Фестиваль в Казани придумали и реализовали местные коллективы, работающие в области современного искусства, в партнерстве с представителями берлинского фестиваля СТМ. При этом они нередко использовали гибридные форматы. Так, немецкие музыканты выступали не на клубной сцене в Татарстане, как планировалось изначально, а у себя дома в Германии. Цифровые технологии в этом случае позволили преодолеть все препятствия и неудобства, возникшие из-за пандемии. Благодаря таким форматам удалось привлечь еще большую аудиторию - не только в Казани, но и со всей России. В 2021 году пройдут еще три фестиваля в формате Pop-Up - в Краснодаре, Калининграде и Владивостоке. У каждого из них будет собственный тематический акцент.

    Торжественное открытие Года Германии в Доме Пашкова в Москве. Фото: © Иван Гущин

    Наиболее ярким событием Года Германии в Москве обещает стать большой праздник в парке Сокольники, который намечен на 26 и 27 июня. Его главными темами станут экология и устойчивое развитие. Программа включает в себя большой концерт, демонстрацию фильмов, поэтические "слэмы", перформансы и уличные театральные представления. Гости смогут поучаствовать в различных языковых и образовательных мероприятиях и узнать много интересной научной информации об экологии и устойчивом развитии. Ну и, конечно, каждый сможет подкрепиться блюдами немецкой кухни и попробовать напитки из Германии.

    Все события в рамках культурной программы Года Германии рассчитаны на широкую аудиторию. Наряду с этим организаторы предлагают вниманию российской публики также и камерные, малоформатные проекты, наполненные важными для современного общества смыслами. В этой категории хотелось бы обратить внимание на "Синемобиль" - показ в Москве и российских регионах немецких фильмов для детей и юношества. Пожалуй, самое важное в этом проекте - это возможность устроить кинопоказы в тех местах, где нет собственных кинотеатров. Таким образом, Год Германии позволит многим российским детям и подросткам впервые офлайн познакомиться с другой культурой, а после сеанса задать вопросы немецким режиссерам, актерам, операторам и узнать из первых рук, как делается кино. Нередко такие личные встречи с мастерами культуры надолго остаются в памяти юношей и девушек и играют определяющую роль в выборе профессии.

    Как бы разнообразна ни была культурная программа Года Германии в России, все ее мероприятия объединены общей целью: способствовать индивидуальному осмыслению связей между Россией и Германией и нашей общей действительности с помощью активного обмена творческими идеями и совместного художественного созидания.

    Поделиться