Сергей Катырин: Число и опасность киберугроз растет пропорционально скорости и глубине проникновения технологий в жизнь людей и экономики.
Государству, считаю, надо сосредоточиться на двух аспектах. Первый. Собрать в единую базу данные о кибератаках от всех участников экономических отношений. И предоставить доступ к ней тем, кто разрабатывает способы защиты. И следить, чтобы данные о киберпреступлениях не скрывали. В банковской системе, к примеру, не принято выносить сор из избы из страха получить санкции от ЦБ. Также нужны прогнозы от государства о появлении новых рисков.
Второй аспект. Государство могло бы налоговыми стимулами поощрять бизнес внедрять средств защиты и увеличение затрат на обучение персонала. Мы сейчас готовим такую инициативу и, обсудив с бизнесом, направим в правительство РФ.
Сергей Катырин: Я против полной "налоговой амнистии", которую в период пандемии предлагают ввести некоторые мои коллеги. Лучше все-таки снижать налоговую нагрузку адресно. Сегодня у госорганов есть все данные об объемах выручки предпринимателей по отраслям. И субсидирование в этом случае даст больший эффект. Можно адресно перенаправить средства в ту отрасль или сегмент, где есть наибольшие, даже критические потери.
Можно подумать и о временных льготах по налогу на имущество, например, для компаний выставочной отрасли. Обязательно надо поддержать компании, которые даже в кризис продолжают модернизацию.
Кроме того, большая часть нагрузки сейчас приходится на аренду помещений, уплату имущественных налогов и выплату зарплаты. И здесь господдержка будет наиболее значимой.
Во многих странах давно работают инновационные ваучеры. В России тоже есть пилотные области - Мурманская, Волгоградская, Ульяновская. Ваучеры гарантируют компании компенсацию затрат на инновационный проект. Нас интересовало: будут ли эксперимент расширять.
Сергей Катырин: Эксперимент, который мы проводили в регионах, достаточно успешный. Над такой мерой поддержки задумалась и Москва. Мы предлагаем использовать ее и на федеральном уровне. Сейчас ТПП вместе с минэкономразвития прорабатывает запуск ваучеров как программу грантовой поддержки бизнеса.
Фермеры срывают экспорт пшеницы. Такая ситуация сложилась в Ростовской области.
Конечно, не только фермеры, но и другие аграрии. И не только на Дону. А каждый день простоя одного танкера - это тысячи долларов. Экспортеры предлагают создать реестр добросовестных поставщиков.
Сергей Катырин: Такой реестр можно создать. Однако надо продумать, как правильно выстроить работу с Российским экспортным центром и Минсельхозом России.
Мы готовы подставить свое плечо. Если надо этот реестр ввести - не вопрос. Но необходимо, чтобы государство разработало правила создания и ведения такого реестра.
В Калининградской области работает программа "Повышение мобильности трудовых ресурсов". Регион компенсирует работодателям затраты на переезд и обустройство специалистов. До полумиллиона рублей на одного сотрудника.
Не поддержать ли государству этот проект, чтобы его могли запустить в других регионах?
Сергей Катырин: Я в курсе калининградского проекта. Его цель - задействовать российские кадры. В область уже переехали специалисты из 20 регионов. Проект очень интересный.
Но мне кажется, здесь нужно исходить из ситуации в конкретном регионе. И помогать тем, у кого меньше возможностей осилить поддержку мобильности кадров.
Что касается зарубежных специалистов, то бюджеты не резиновые. И всех разнорабочих за счет государства мы пригласить не сможем.