- Почему театр? Да потому что это чуть ли не самая безопасная городская среда, - говорил журналистам на пресс-подходе перед открытием кабинета генеральный директор - художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, в письме мэру Москвы Сергею Собянину первым в столице предложивший создать такой пункт. - В "Геликоне" много воздуха, много пространства, у нас хорошо проветриваемые помещения. И потом театр - не больница, сюда, надеюсь, пойдут охотнее, с иным настроем.
Входишь с Большой Никитской в "Шаляпинское" фойе: атриум с прозрачной крышей, где под стеклом в полу витрина с раритетами - молотком и подковой, найденными здесь во время реконструкции, камнем-сердцем из Зальцбурга, родины Моцарта. Но тебе налево - в фойе Мусоргского, украшенное бюстом Дмитрия Хворостовского. Вдоль стен мягкие диваны и стулья - здесь уже сидят первые прививающиеся, ждущие очереди в кабинет, где планировалось устроить музей театра. Но сейчас не до него: в ближайшие 40 дней будущий музей будет прививочным пунктом.
Заходим в него вместе с юристом Александром Константиновичем, одним из первых посетителей кабинета. Заглядываю за ширму, где с ним беседует врач. Воздух тут свежий, чуть прохладный, вентиляционное оборудование театра было дополнено медицинскими воздухоочистителями. В кабинет, по словам сотрудников театра, было добавлено света по санитарным нормам, стены из желтоватых стали светло-серыми - тоже по рекомендации специалистов. У стены бактерицидная установка, массивный серый холодильник для хранения вакцины, на столике - первая коробка с флаконами. Медицинское оснащение кабинета вплоть до столов и стульев полностью взяла на себя Городская поликлиника №3. Последние указания накануне открытия дала комиссия, в которую вошли представители Роспотребнадзора, Департамента торговли Москвы, Оперативного штаба по коронавирусу при Правительстве столицы.
Александр Константинович с женой Ниной Николаевной, которая привилась вместе с мужем, уже пьют в театральном кафе сок под па-де-де из "Щелкунчика": музыка помогает расслабиться, прислушаться к своему состоянию после прививки. Александр Константинович, немолодой, крепкий мужчина, привиться решил после разговора с сыном, врачом, все разъяснившему ему про вакцину. Пункт в театре супруги выбрали из-за близости к работе: от здания Верховного суда на Поварской, где оба работают, тут пятнадцать минут пешком. Прививка, по их словам, ничем не отличается от обычного укола.
В первый день график работы кабинета был свободным - привиться мог любой в любое время. Потом все придет в порядок: с 10.00 до 13.00 прививаться пойдут сотрудники театра (по словам Дмитрия Бертмана, готовность высказали около ста артистов "Геликона") и, как тут надеются, сотрудники Консерватории, Театра им. Маяковского, Театра "У Никитских ворот".
- Главное, что прививка дает артисту - уверенность, что твои концерты и спектакли не будут отменены, а обязательства перед публикой не подвергаются риску, - говорит меццо-сопрано из "геликоновского" "Севильского цирюльника" Мария Масхулия.
После обеда прививочный пункт будет открыт для всех до самого вечера - если в этот вечер не будет спектакля. Ведь идея Бертмана (давно привитого) организовать в своем театре такой кабинет носит, возможно, и агитационный характер: в вечер спектакля привиться, а заодно посмотреть выставку гобеленов, проходящую сейчас в "Геликон-опере".
В четверг спектакля в театре нет, а в пятницу вечером дают премьерного "Арлекина" Бузони.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель "Геликон-Оперы":
- Перед тем, как привить свою маму, которой далеко за 65, я изучил эту тему досконально: перечитал массу литературы на разных языках, общался с вирусологами и микробиологами - среди которых есть и зрители нашего театра. Я хотел убрать все риски. Мама привилась и теперь у нее титр антител - 13 тысяч и она ходит в гости, магазины, общается с людьми, не боясь ничего. Когда мне говорят - ах, что же будет, если я привьюсь, то я вспоминаю времена, когда была изобретена электрическая лампочка - но люди все равно жили при свечах и лучинах. Сейчас схожая ситуация: сделана защита, есть возможность эту защиту взять, но мы все равно рискуем. А смысл?
Марина Королева, председатель жюри Пушкинского конкурса "РГ", профессор Высшей школы экономики:
- С точки зрения литературной нормы, уколы именно "делают". Сделать укол. Если заглянуть в Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru), мы найдем там десятки книжных примеров сочетания "укола" с глаголом "сделать". Точно так же ведет себя слово "прививка": ее делают. Сделать укол, сделать прививку. Интернет-портал Грамота.ру тоже дает на вопрос о сочетаемости однозначный ответ: и укол, и прививку можно только делать!
Откуда же тогда распространенное "поставить укол" и "поставить прививку"? Распространенное настолько, что многие начинают уже всерьез сомневаться: а может, это теперь новая норма?..
Нет, нет и нет. Норма остается прежней: делать укол, делать прививку.
Если вы слышите, что кому-то "поставили укол" или "поставили прививку", знайте - это, скорее всего, профессиональный жаргон медиков. Точнее сказать, младшего медперсонала, который все эти действия как раз и производит. Врачи в большинстве своем от этого "ставить" открещиваются: мы так не говорим, это безграмотно!
Не исключено, что "ставить укол (инъекцию, прививку)" - это случай переноса глагола из выражения "ставить капельницу", по смежности действия. Вот капельницы действительно ставят.
А вакцину?.. Ее не делают и не ставят. Человека вакцинируют. Ему делают прививку. И если уж нужно уточнение - делают прививку вакциной (далее название).
По решению канцлера Ангелы Меркель и премьеров земель, карантин в Германии еще больше ужесточили и продлили как минимум до 14 февраля. А значит, популярный в Европе День святого Валентина немцам придется отмечать на самоизоляции. Что нового ждет жителей ФРГ? Отныне - никакой самодеятельности. В смысле, тканевых масок. Как пишет Spiegel online, находиться в общественном транспорте и в магазинах разрешается только в одноразовых хирургических масках из аптек или в респираторах европейского стандарта FFP2 (китайский аналог - KN95). При этом распространять на всю страну опыт Баварии, где разрешили носить только респираторы, правительство не рискнуло. Кроме того, фирмы и предприятия обязали по возможности обеспечить максимальный перевод всех работников на удаленку. Что касается школ и детских садов, то открывать их не рекомендовано. Хотя каждая земля вправе принимать решения самостоятельно. Личные встречи рекомендовано сократить до минимума.
Подготовила Екатерина Забродина
Знаменитый режиссер Эмир Кустурица хочет привиться российской вакциной "Спутник V". "У нас в Сербии можно получить разные вакцины, но очень многие люди хотят именно российскую, и я один из них", - заявил он.
"Я хочу "Спутник", потому что это классическая вакцина", - рассказал Кустурица телеканалу "Россия 24". Правда, пока что режиссер живет в деревне, пишет книгу и практически не общается с внешним миром, поэтому, по его словам, не испытывает необходимости в прививке от коронавируса.
Подготовила Елена Бугайская