Они переехали из старенькой развалюхи на станции Арбеково, мы неоднократно рассказывали об их проблемах, в последний раз - в "РГ-Неделя. Средняя Волга" от 26 февраля 2020 года. Оставались с семьей на связи и дождались хороших новостей. Администрация Пензы признала предыдущее жилье Артемовых аварийным, поставила их в очередь на расселение, а на время ожидания предоставила благоустроенную двухкомнатную квартиру. Наш корреспондент побывала в гостях, чтобы посмотреть, как они устроились, и узнать, что делать, когда руки опускаются и неоткуда ждать помощи.
Напомним: Светлана с детьми проживали в старом домике станционного смотрителя, которым работал еще ее отец, на железнодорожной станции Арбеково. Впоследствии ее упразднили, территория отошла городу Пензе, а ведомственное жилье вместе с жильцами передали муниципалитету.
Отсюда многие разъехались, остались только те, кому податься было некуда. До недавних пор на станции Арбеково проживали шесть семей, в некоторых росли дети.
Дома, построенные еще в середине прошлого века в качестве временного жилья из шпал и шлака, порядком поизносились. В них не было ни газа, ни воды, удобства - на улице. Чтобы зимой обогреть 30 квадратных метров, приходилось запасать 20 кубов дров, в трубу за зиму улетало более 20 тысяч рублей. Но дрова еще нужно было наколоть, сложить и постоянно подбрасывать в топку. 17-летний Дмитрий с детства умел это делать. У матери он главный помощник.
Младшего Илюшу с рождения не пускали с дивана - по студеному полу гуляли сквозняки. Под шкафом в спальне пол провалился, дыру застелили листом фанеры. Когда Светлана решила утеплить пол, она разобрала завалинку и увидела дыру насквозь - стены снизу прогнили.
Но жуткие жилищные условия - далеко не все беды местных жителей. Затерянные по другую сторону железной дороги дома не имели прямой связи с городом - только через пути. Товарняки могли часами стоять здесь, дожидаясь своей очереди. Каждый раз обходить пешком состав, растянувшийся на несколько сот метров, очень сложно. Рискуя жизнью, местным жителям приходилось подлезать или прыгать по вагонам, чтобы попасть домой.
"В школу - через вагон" - так называлась первая публикация о проблеме жителей станции Арбеково в "Российской газете", вышедшая в 2019 году. Она не осталась незамеченной, последовала реакция транспортной прокуратуры, уполномоченного по правам человека в Пензенской области Елены Роговой и регионального отделения Общероссийского народного фронта. После их вмешательства удалось отрегулировать движение поездов, сократить время стоянки, оборудовать пешеходный переход через рельсы. Но всех проблем это не решило. Сегодня Светлана готова проводить обучающие семинары для тех, кто боится или пока не знает, как отстаивать свои права.
- После первой статьи я предложила соседям подать коллективное обращение местным властям, губернатору, в Кремль, если нужно. Но кто-то промолчал, кто-то покрутил у виска: мол, кому мы нужны, никто внимания на нас не обратит. А тут еще грянула пандемия. Чиновники отменили личные приемы, все ушли в онлайн, - рассказывает Светлана Артемова. - Как-то я листала Инстаграм, увидела личный аккаунт мэра Пензы Андрея Лузгина. Дай, думаю, напишу про нашу проблему. Письма в администрацию Пензы я уже неоднократно отправляла, но получала в ответ только отписки. В этот раз вместо слов набросала последние фото своего убогого жилища.
"Ваше обращение передано в управление ЖКХ. Будем решать проблему", - последовал ответ мэра.
После этого женщина не стеснялась периодически напоминать о себе доступными средствами связи. Записалась на личный прием к мэру, правда, в пандемию он проводился по телефону.
- Я так растерялась, не знала, с чего начать. Просто ревела в трубку, - вспоминает Светлана.
"В доме невозможно зимовать. Из угла видно улицу. Скажите, мне дрова на зиму покупать или нет?" - вела в соцсетях Светлана деловую переписку с сотрудниками мэрии.
Поскольку ее дом являлся муниципальной собственностью, а она проживала по социальному контракту, мэрия обязана была подключиться к решению жилищной проблемы. Обычно это растягивается на годы. Светлане, можно сказать, повезло - ее вопрос разрешился за три месяца.
Мэрия за свой счет провела техническую экспертизу и признала жилое помещение аварийным. Ремонту дом не подлежал, так как износ несущих конструкций составил более 80 процентов: покосились окна, дверные проемы, а стены начали разъезжаться. Граждан признали нуждающимися в жилье и поставили в очередь на расселение. Правда, точных сроков переезда пока не озвучили. Но на время ожидания предоставили свободную квартиру в маневренном фонде. Соседи отговаривали от переезда, пугали клопами и тараканами. Но хуже жилья, чем было, Артемовым вряд ли удалось бы найти. Светлана прыгала от радости, когда ей выдали ключи от двухкомнатной квартиры на седьмом этаже панельной девятиэтажки. Оказалось, что предыдущие жильцы оставили после себя приличный ремонт, даже полы вымыли.
Многоэтажка по 5-му Виноградному проезду расположена в благоустроенном спальном районе. Поблизости детсад и школа, магазины и остановка общественного транспорта. Подъезд, конечно, обшарпанный, зато лифт новый - с блестящими кнопками и электронным табло.
- Посмотрите, как мы живем. Я так благодарна "Российской газете"! У нас принято ругать прилюдно, а спасибо не дождешься. Поэтому я хочу через газету поблагодарить сотрудников администрации Пензы и лично Андрея Лузгина за то, что не оставили нас по ту сторону железной дороги, - говорит Светлана Артемова.
Теперь у мальчиков отдельная спальня. Есть гардеробная, лоджия и просторная ванная, в которой разместилась невиданная роскошь - стиральная машина. Раньше Светлане все приходилось делать своими руками - стирать, топить печь, чистить снег. Сейчас все эти каждодневные заботы остались в прошлом. А главное - детям очень удобно добираться до места учебы и детсада. Кстати, в мэрии позаботились и о том, чтобы предоставить место младшему ребенку в детсаде поблизости.
Судя по тому, как продвигается очередь на расселение ветхого и аварийного жилья в Пензе, Илюша может здесь же окончить школу. Но маму это нисколько не печалит. Главное, чтобы все были живы и здоровы, а остальное обязательно устроится.
Виталий Макаров, первый замглавы администрации города Пензы:
- До 2021 года расселению подлежат многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 2017 года. Для переселения граждан Пензы из аварийного жилья по муниципальным контрактам ведется строительство многоквартирных домов на улицах Беляева и Воровского, где имеется вся необходимая для жизни инфраструктура: больница, поликлиника, детские сады, школы, торговые центры. В соответствии с условиями региональной и муниципальной программ предоставление жилья гражданам, расселяемым из аварийных домов, будет осуществляться после окончания строительства и оформления соответствующих документов на квартиры. Расселение домов проводится в соответствии с очередностью признания их аварийными и подлежащими сносу.