В Краснодаре обсуждение повышения стоимости проезда вызвало споры

Жители столицы Кубани сразу после праздников стали свидетелями представления, разыгранного чиновниками и перевозчиками после повышения цен на проезд в маршрутках - с 28 до 30 рублей. Символично, что оно совпало с первым мощным снегопадом, сковавшим движение и спровоцировавшим транспортный коллапс.
Владимир Аносов/РГ

Внезапное подорожание проезда сильно удивило краснодарцев. В ответ на вопросы чиновники департамента транспорта города развели руками: мол, по федеральному закону, вступившему в силу в 2016 году, эти компании-перевозчики используют нерегулируемый государством тариф, а значит, имеют право поднять цены.

Удивительно, но в числе тех, кто понятия не имел о планах перевозчиков, оказался и мэр Евгений Первышов. Совещание в администрации он начал словами "непонятно даже мне", затем прилюдно отчитал руководителя департамента Галину Шешину за "неподобающую работу", призвал сделать "более прозрачным" тарифообразование и пригрозил обратиться с жалобой на коммерческих перевозчиков в антимонопольную службу.

И вот на днях администрация устроила брифинг с участием представителей поднявших цены компаний, контролирующих органов и СМИ (в том числе и корреспондента "РГ"). Правда, разговор сразу перешел с факта неожиданного повышения цен на обсуждение качества работы маршрутчиков, их взаимодействия с налоговой службой, отсутствия кассовых аппаратов и наличия грязи в салонах.

- Увеличение тарифов на проезд - вынужденная мера, связанная с ростом цен на ГСМ и запчасти, на которые приходится 70 процентов расходов, - сказал председатель правления "Союза транспортников Кубани" Иван Петров. - Цены выросли за последний год очень сильно. Кроме того, в связи с пандемией на 30 процентов сократился пассажиропоток, а вместе с ним и доходы. Поэтому, чтобы выжить, мы вынуждены поднять цены.

В числе тех, кто понятия не имел о планах перевозчиков, оказался даже мэр города

Однако потом обнаружилась главная интрига: несмотря на возмущение действиями перевозчиков, власти города тоже готовят повышение стоимости билетов в муниципальном транспорте.

- Да, муниципальные перевозчики в таком же точно положении, что и коммерческие, - отметила Галина Шешина. - Сказались резкое сокращение пассажиропотока в связи с пандемией и рост цен на ГСМ. Сейчас мы готовим пакет документов, на основании которых планируется повышение стоимости проезда для пассажиров. Но окончательное решение будет принимать уполномоченный орган - краевой департамент цен и тарифов - Региональная энергетическая комиссия.

Работу же компаний, поднявших цены на проезд, обсуждали в течение двух часов. Депутаты гордумы и представители мэрии припомнили транспортникам грубость водителей, неуплату налогов, попытки спрятать кассовые аппараты, серые доходы, грязные салоны автобусов и выпуск на маршрут "левых" машин, не прошедших техосмотр.

В результате сам факт повышения стоимости проезда словно потерялся. Проблему попросту утопили в разговорах...

Тем временем

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла официальное предостережение в адрес краснодарских компаний, которые подняли стоимость проезда. По просьбе корреспондента "РГ" в ведомстве пояснили, что хотят "предостеречь от действий, которые могут нарушать закон "О защите конкуренции". Однако предостережение вовсе не является требованием снизить цену или отказаться от обязательств.

То есть никаких санкций в отношении тех, кто таким образом "поздравил" горожан с наступившим 2021-м, судя по всему, не предвидится.