В настоящее время законопроект прошел все инстанции и получил положительные согласования во всех заинтересованных ведомствах. Возражений во время обсуждений практически не возникло, потому что многим была понятна подоплека появления этого документа.
Идея доработки действующего законодательства витала давно и не только в кабинетах спасательного ведомства.
Как только по телевизору появлялись репортажи из зон подтоплений или других бедствий, то неизменно появлялись кадры, на которых некоторые местные жители отказывались от услуг спасателей. Они оставались на крышах своих затопленных домов, даже не думая спускаться в лодки МЧС.
Свой отказ эвакуироваться люди обосновывают тем, что, мол, боятся оставить свое имущество, опасаясь мародеров. Заставить людей прыгать в лодку спасатели не могли. Приходилось уплывать ни с чем и ни с кем. При этом бывали случаи, когда отказавшиеся спасаться люди гибли, когда вода еще больше прибывала, затапливая и крыши, а то и смывая весь дом с фундамента.
Окончательно терпение у руководства МЧС лопнуло после прошлогодних наводнений на Дальнем Востоке. Поэтому и появилось предложение сделать эвакуацию принудительной. Это не значит, что как только на горизонте замаячит тот или иной тревожный прогноз, население под конвоем поведут в безопасные районы. Принимать решение об эвакуации будут коллегиально на правительственной комиссии, учитывая серьезность угрозы и масштаб грозящего бедствия. Учтут все мнения всех ведомств, в том числе и мнение представителей местных властей. На вопрос, как это сочетается с соблюдениями прав граждан, в МЧС официального комментария не дали. Но неофициально спасатели ответили вопросом: мол, а как быть с правами детей или взрослых, собирающихся прыгать с моста или с крыши? Приходится этих людей спасать, и ни у кого не возникает вопроса об их праве выбора - жить или умереть. Ведь в ситуации с ЧС население не всегда адекватно оценивает угрозы. Поэтому лучше перестраховаться и провести эвакуацию заранее, чтобы люди гарантированно были живы.
Поэтому скоро отсидеться на крыше не удастся. Правда, чтобы справиться с упрямыми, спасателям в помощь придется брать полицию.
Еще одна поправка, которая предусмотрена в законопроекте, касается ответственности всех организаций и местных властей, которые информируют МЧС о чрезвычайном положении. Как показала ситуация в Норильске, когда из прохудившейся емкости разлилось топливо, местные органы и владельцы бизнеса не всегда заинтересованы в максимально полном освещении неприятной для них ситуации.
Если законопроект будет принят, а в этом сомнений не возникает, то организации и должностные лица в обязательном порядке должны будут представлять всю исчерпывающую информацию по грозящим чрезвычайным ситуациям, возможным техногенным авариям и уже случившимся бедствиям. И делать это надо будет своевременно. Иначе придется отвечать по закону в зависимости от тяжести наступивших последствий.
Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:
Поправки направлены на повышение эффективности действий госорганов по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Согласно статье 20.6 КоАП штраф для организации, скрывшей, к примеру, данные об опасной для окружающей среды аварии, составит от 100 до 200 тысяч рублей. Еще одно важное предлагаемое нововведение: возможность принудительной эвакуации населения из зон ЧС. Решения об эвакуации будут принимать комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.