Строительство подземки, которую столица активно развивает последнее десятилетие, не остановила даже пандемия коронавируса. Строители продолжали прокладывать новые линии, возводить новые станции, обустраивать и делать более комфортными действующие. И вот результат: БКЛ, как вошло в обиход пассажиров название второго московского кольца, уже на выходе, через два года ее планируется запустить полностью.
Впервые примут в этом году пассажиров станции "Карамышевская", "Мневники", "Терехово", "Кунцевская", "Давыдково", "Аминьевская", "Мичуринский проспект", "Проспект Вернадского", "Новаторская", "Калужская" и "Зюзино". Расположены они на южном и юго-западном секторах Большого кольца.
В большинстве этих районов метро уже есть, но в городе с 15-миллионным населением лишними новостройки точно не будут. И хотя из-за коронавируса в вагонах под землей стало гораздо свободнее, так как многие горожане, опасаясь заразиться, вернулись за руль своих иномарок и пользуются чаще такси, эксперты предсказывают: к осени пассажиропоток в подземке восстановится.
Вакцинация набирает темп, и эпидемиологическая ситуация в городе на глазах улучшается. Вирус отступит, и москвичи, конечно же, предпочтут снова быстро передвигаться по городу в комфортных современных вагонах, чем толкаться в пробках на дорогах. А вот для жителей четырех районов БКЛ привела или еще приведет метро впервые. В частности, еще недавно в Нижегородский можно было добраться только по МЦК или на автобусе. С открытием метростанции "Нижегородской", объединившей Некрасовскую линию с Большой кольцевой, у них появилась альтернатива. Своя станция - "Аминьевская" появится и у жителей района Очаково-Матвеевское, а у тех, кто живет в Можайском районе, станция "Давыдково". Но больше всего повезло москвичам, проживающим в Хорошево-Мневниках - в их районе откроется сразу три станции: "Терехово", "Карамышевская" и "Мневники".
Идея построить Большую кольцевую линию прозвучала в Москве еще в 1985 году. Но то ли денег тогда не нашлось на эту довольно дорогостоящую стройку, то ли столица и так более-менее ехала. Но строить БКЛ начали только в 2011 году, вскоре после прихода к руководству городом Сергея Собянина. Первый участок - сразу 6 станций от Москвы-Сити до "Савеловской" запустили в два приема в 2018 году. В этом году к ним добавились еще четыре - "Нижегородская", "Авиамоторная", "Лефортово" и "Электрозаводская", которые будут пока работать в составе Некрасовской линии. Напомню, что представляет собой этот проект. Протяженностью новое кольцо - 70 километров, с 31 станцией. Строится в десяти километрах от существующей Кольцевой линии. Строители гордятся, что БКЛ будет самым большим кольцом в мире под землей.
До сих пор лидером считалась 57-километровая пекинская кольцевая. Но главное, конечно, в другом, пишет на своей страничке в "Твиттере" Сергей Собянин: большинство горожан с ее появлением смогут экономить по полчаса в день на поездках по городу. Дело в том, что многие жители отдаленных районов сейчас ездят до центра Москвы лишь для того, чтобы пересесть на кольцевой с одного радиуса метро на другой. С открытием БКЛ это можно будет сделать ближе к дому: добавится 19 пересадок с одной станции метро на другую, 4 - на Московское центральное кольцо, 5 - на Московские центральные диаметры и еще 11 - на линии железной дороги. По оценке главы города, этот проект изменит весь метрополитен столицы: "БКЛ разгрузит радиальные линии, сделает возможность связки между районами, которые до сих пор были не связаны, улучшит качественно транспортную доступность Москвы".
Удобнее становятся и сами станции БКЛ. Например, в прошлом году на "Петровском парке" появился подземный переход на "Динамо" исторической Замоскворецкой линии. Пассажирам больше не нужно выходить на улицу, чтобы перейти с одной станции на другую - для этого теперь появился двухуровневый тоннель длиной около 200 метров, облицованный мрамором в стиле станции "Динамо". Его бы построили сразу, вместе с "Петровским парком", но там оказались слишком близкими водоносные грунты. Напор вод был настолько велик, что строителям приходилось их замораживать и вынимать из котлована в виде льда. Но спустя три года после пуска новой станции переход все-таки достроили.
Но БКЛ учитывает не только сегодняшние потребности москвичей, строится и с учетом развития города в будущем. Для этого в ней закладываются возможности присоединения новых радиальных линий. В частности, на станции "Карамышевской" будет пересадка на Рублевско-Архангельскую линию, на "Новаторской" - на "Троицкую", а на "Кленовом бульваре" - на перспективную линию, которая сейчас разрабатывается, чтобы привести метро в Бирюлево и Щербинку.
Что еще радует москвичей? В отличие от многих других столиц мира, где метро просто транспортная система, как, скажем, в Париже, в Москве ни одна новая станция не похожа на другую. Причем это касается не только построенных в советские времена. Те прекрасные дворцы, продолжая перевозить пассажиров, сегодня стали памятниками истории, культуры и архитектуры. Станции последних лет совсем другие. Современные, стильные, дизайн которых в большинстве своем предложен, как рассказал "РГ" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, молодыми проектными бюро, которые выиграли право реализовать его в ходе конкурсов.
Решения они предлагают самые неожиданные. Взять хотя бы "Савеловскую", скелет которой не спрятан за отделкой, а, напротив, открыт - как у жилья в стиле "лофт". На станцию "Солнцево" проникает естественный свет, на "Мичуринском проспекте" пассажиры чувствуют себя как в цветущем саду, а на станции "Рассказовка" - как в читальном зале хорошей библиотеки… Знакомый бизнесмен, который многие годы увозил семью на новогодние каникулы за рубеж, а в метро не бывал уже не помнит сколько лет, спустившись однажды под землю просто посмотреть, чего там понастроили, был поражен. "Какая красота, эти новые московские станции", - делился потом с друзьями.
Всего в столице с 2011 года введено в строй 305 км линий и 148 станций Московского метрополитена, МЦК и МЦД. С 2021 до 2025 года будет построено еще 58 км линий и 25 станций подземки.