Количество ДТП в столице Киргизии сократилось на 20-25 процентов

Пресс-служба правительства КР
Под конец 2020-го в Госкомсвязи Киргизии подвели итоги реализации первого этапа "Безопасного города". Как отметили в ведомстве, с точки зрения оздоровления ситуации на дорогах столицы и Чуйской области КР - камеры видео- и фотофиксации нарушений установили на 38 улицах и перекрестках Бишкека и на некоторых загородных трассах - система показала себя с лучшей стороны. Количество ДТП сократилось в среднем на 20-25 процентов. Однако в республиканский бюджет проект принес в целом на 600 миллионов сомов меньше, чем рассчитывали в правительстве. В чем причина?

Кому должен, всем прощаю

Проблема неполучения госказной средств, которые должны в рамках "Безопасного города" платить нарушители ПДД, появилась практически сразу, как только в феврале 2019-го заработали видеокамеры. В течение прошедших двух лет в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД КР не раз представляли статистику об оплате штрафов. Согласно официальным данным, в среднем только половина получателей так называемых "писем счастья" рано или поздно погашала предъявленную сумму. Остальные просто игнорировали отправленные им по почте письменные претензии.

И продолжают, кстати говоря, это делать. На местных интернет-форумах часто выкладывают видео нарушений ПДД в Бишкеке, снятые неравнодушными водителями. Обычно такие ролики сопровождаются информацией из базы данных о выписанных ранее штрафах. Во всех случаях на автомобилях-нарушителях уже висели квитанции, причем на многих даже не одна. На днях, к примеру, был размещен ролик с кадрами проезда легковой машины на красный сигнал светофора. Как оказалось, владелец транспортного средства должен государству не менее 50 тысяч сомов, а число совершенных на принадлежащем ему авто нарушений правил дорожного движения, официально зафиксированных камерами "Безопасного города", перевалило за 20.

И кнут, и пряник

Нельзя сказать, что в правительстве КР не обеспокоены ситуацией. Ведь речь идет о дополнительном источнике дохода как для республиканского, так и для столичного бюджета. Кроме того, часть суммы каждого выписанного штрафа получает инвестор - российская компания, благодаря которой в Киргизии реализуется важный проект.

У властей, конечно, есть способы воздействия на недобросовестных автовладельцев. К примеру, в 2019-м, через несколько месяцев после того, как на перекрестках и улицах заработали видеокамеры, кабмин в два раза снизил верхние пределы штрафов за некоторые, особенно популярные нарушения ПДД. Кроме того, если вы оплатите штраф в течение первых двух недель после получения "письма счастья", то вам сделают 50-процентную скидку. Ну а если по-хорошему договориться не удается, то государство имеет законное право использовать принуждение. Во-первых, пеня - один процент в день, если задержка превышает месяц, но при этом общая сумма выплаты не может быть больше основной более, чем в два раза.

Во-вторых, патрульные могут в любой момент проверить ваш автомобиль на присутствие в базе данных штрафников. Если ответ положительный, высока вероятность, что его поставят на стоянку, даже если выписан только один штраф. Принудительное же взыскание средств будет производиться после обращения правоохранительных органов в суд.

- Суд может вынести решение об аресте имущества в случае злостной невыплаты штрафов. Также могут быть заморожены банковские счета нарушителя либо ему запрещен выезд за границу. Кроме того, у него возникнут проблемы при получении документов в Государственной регистрационной службе, и владелец автомобиля не сможет переоформить транспортное средство, не погасив задолженность, - сказали в ГУОБДД.

Хозяина движимого имущества даже могут, согласно Кодексу о нарушениях КР, отстранить "при нарушении срока оплаты штрафа..." от управления машиной, но опять же после соответствующего судебного решения.

Почему не получается?

Но если в арсенале госорганов есть столь суровые меры, которые, как в Главном управлении безопасности дорожного движения МВД КР заверили корреспондента "РГ", используются на постоянной основе, то почему автовладельцы продолжают нарушать и не платить штрафы не то, что вовремя, а вообще? Интересны ответы на этот вопрос независимых экспертов по вопросам отечественного автомобильного рынка.

К примеру, юрист Кубан Садыров полагает, что проблема в недоверии водителей к самой системе "Безопасный город". "Через мои руки прошли тысячи квитанций. Есть большие вопросы у людей о том, как используются передвижные аппаратно-программные комплексы, называемые треногами. По моим оценкам, каждый третий штраф, выписанный на основе полученных от такой техники данных, ошибочен. А обжаловать "письма счастья" в комиссии, состоящей из сотрудников ГУОБДД, не каждый будет. Легче не заплатить или же отложить это до лучших времен", - считает юрист.

Другой момент, на который указывают эксперты, - отсутствие наглядных примеров того, как владелец авто лишается, пусть даже и временно, своей собственности за отказ платить штрафы. В результате многие киргизстанцы сегодня действуют по принципу: если кому-то можно, то почему мне нельзя? Ну и, конечно, сложная экономическая ситуация в стране сегодня играет свою роль. Возможно, человек в состоянии заплатить тысячу сомов за заезд на двойную сплошную, но если он встанет перед выбором, купить ли ему побольше продуктов для семьи или пополнить госказну, то очевидно, что он предпочтет.

По мнению экспертов, куда более действенным было физическое изъятие водительских прав инспектором и возврат важного документа после оплаты всей суммы штрафа. Бывало, что водители стояли у окошечка кассы на втором этаже здания на набережной (ныне там располагается Управление патрульной милиции) уже через несколько минут после встречи с сотрудником. Но, так или иначе, правительству необходимо что-то придумывать для решения этой проблемы. И действовать нужно как можно быстрее. Потому что уже весной 2021-го в республике начнется реализация второго этапа "Безопасного города", который, как заявили в Госкомсвязи, должен охватить территорию всей республики.

Мнение

Олег Мороз, эксперт по безопасности дорожного движения:

- Спустя почти два года работы проекта "Безопасный город" назрел вопрос о корректировке его принципов и механизмов. По крайней мере он должен стать более открытым и понятным для граждан, не вызывающим сомнений. Прежде всего нам нужно определиться, что для нас первостепенно - безопасность на дорогах, жизнь и здоровье граждан или фиксация нарушений правил дорожного движения. Это несколько разные вещи. Объясню на примере. С весны в Киргизии были закрыты школы. Однако возле них выставляли передвижные аппаратно-программные комплексы. Для чего это делается, если детей в учебных заведениях не было? Ведь они все сидели по домам и их безопасности ничто не угрожало. Казалось бы, аппараты можно перенести в более проблемные места, но этого никто не делал. Все потому, что камеры возле школ зарабатывали деньги. В итоге мы имеем большое количество штрафов, которые никоим образом не способствуют улучшению ситуации с авариями.