В РЭЦ рассчитывают, что в 2021 году удастся удержать позитивную динамику, но мнения экспертов на рынке разнятся. В правительстве обсуждают методику расчета - некоторые экспортные статьи могут переосмыслить. Надо понять, например, насколько системным был прирост в 2020 году экспорта АПК и золота. От этого будут зависеть прогнозы. Но однозначно год будет непростой, отметила Никишина. А впереди масштабная задача - согласно обновленному нацпроекту по поддержке экспорта Россия должна нарастить выручку от поставок ННЭ на 70% к 2030 году. Точкой отсчета станут результаты 2020 года.
Ставку РЭЦ будет делать на развитие сервисов "одного окна" для экспортеров, чтобы максимально упростить выход российских товаров за рубеж. За 2 месяца существования этой цифровой платформы на ней зарегистрировалось 1500 компаний. К 2024 году их должно стать 6 тысяч. Через систему межведомственного взаимодействия к платформе подключили 12 ведомств, включая ФТС и ФНС (постепенно подключится еще 20). Через 3-4 года на платформе будет не менее 30 сервисов. Первые уже запущены сейчас. Популярностью пользуется программа компенсации части затрат на участие в выставочных мероприятиях. "Офлайн-выставки постепенно восстанавливаются, - рассказала Никишина. - В феврале мы уже вывозим наши кондитерские компании на выставку продуктов питания в Арабские Эмираты".
Дальнейшее развитие экспорта будет также связано с ростом электронной коммерции. В прошлом году РЭЦ опробовал новые методы продвижения российской продукции в Китае - глава компании лично провела 2 стрима (прямых эфира) с популярными китайскими блогерами. Также в системе "одного окна" РЭЦ планирует запустить сервис, позволяющий экспортерам размещать свои товары сразу на нескольких маркетплейсах.
В 2020 году группа РЭЦ поддержала экспорт на 19,2 млрд долларов, не считая агентских, консультационных и других услуг. Основная доля этой поддержки (более 17 млрд долларов) приходится на страхование экспортных сделок по линии дочерней компании группы - страхового агентства ЭКСАР. Почти 30% из них пришлось на новых клиентов. Кроме того, агентство, ранее специализировавшееся на поддержке крупных компаний, все больше работает с малым и средним бизнесом. "Если крупные компании имеют свою систему риск-менеджмента, то для маленьких страховка - это вопрос выживаемости. Если такой экспортер сделал крупный контракт и не получил выручку, то помимо финансовых сложностей он получает проблемы с валютным законодательством и возвратом долга", - рассказал Никита Гусаков, гендиректор агентства. С этого года к страхованию экспорта подключаются и частные страховые компании.