Как пояснил директор департамента региональной промышленной политики Минпромторга Виталий Хоценко, такой механизм планируется запустить не только в моногородах, но и на других "геостратегических территориях". Предполагается, что расходы предприятий на создание и модернизацию промышленной инфраструктуры будут возмещаться по аналогии с действующим сейчас порядком возврата подобных затрат регионам - из федерального бюджета. Так, инвестору будут возвращаться уплаченные привлеченными им резидентами федеральные налоги (НДС, таможенные пошлины и федеральная часть налога на прибыль). Возмещение будет возможно в течение пяти лет, однако объемы компенсации будут ограничены - не более 15 млн руб. на один гектар в индустриальных парках и 60 тыс. руб. на 1 кв. м в технопарках.
Планируется расширить и системную поддержку населения моногородов. Согласно опросу, только половина из 20 тысяч жителей моногородов оценивают ситуацию в своем населенном пункте положительно, 20 процентов хотели бы переехать в другой город, причем 10 процентов - уже в ближайшее время.
Что касается финансирования Фонда развития моногородов (ФРМ), то оно будет сокращено. Если до сих пор предусматривалось предоставление фонду 4,7 млрд руб. ежегодно, то в 2021-2023 годах, согласно проекту бюджета на трехлетку, будет выделяться только 4,2 млрд руб. В минэкономики считают, что сейчас требуется "максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций". В связи с сокращением финансирования ФРМ занялся разработкой новой стратегии развития моногородов до 2025 года.
При всем при том российские моногорода не останутся без попечения. От программы целевой их поддержки никто не отказывается. Эта программа предполагает механизм беспроцентного кредитования. Желающие открыть бизнес в моногородах могут получить заем до 250 млн руб. на срок до 15 лет (при доле собственных средств не менее 20 процентов). Всего же в кредит планируется выдать 1,3 млрд руб.
Социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. Пандемия лишь обострила ее. В "красной зоне" сейчас находятся около 100 моногородов из 319. Чтобы город был отнесен к "красной зоне", в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. В "красной зоне" особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах.
"Проблема моногородов - двоякая, - говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. - С одной стороны, создана мощная инфраструктура и очень качественный человеческий капитал, а с другой - когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?" Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: "Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Требовалось найти альтернативу. И как только в Комсомольске-на-Амуре стали появляться новые возможности для трудоустройства, мы закрепили там кадры. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило".
Правительство намерено продолжать поддержку депрессивных территорий. Обещано при поддержке моногородов применять - ввиду ограниченности ресурсов - проектный метод "хотя бы на три года". Поддержку получат не только самые проблемные моногорода, но и относительно благополучные, если сумеют защитить свои инвестпроекты. Им будет присвоен статус территорий опережающего развития (ТОР). Для таких территорий предусмотрены налоговые и прочие льготы. Например, резиденты ТОР получают 5-процентную льготу по налогу на прибыль для первых пяти лет работы, а также 10-18 процентов для последующих пяти лет; можно также в три раза снизить размер отчислений в социальные фонды.
Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе.