По данным Союза производителей соков, воды и напитков, еще в 2019 году участники отрасли договорились снизить содержание сахара в напитках на 10% к 2024 году. Вместо него производители все чаще используют лекарственную траву стевию. Популярность этого подсластителя объясняется его природным происхождением и полезными свойствами, которые подтверждены исследованиями ученых, объяснил президент союза Максим Новиков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 2015 году подняла вопрос о необходимости снижения потребления сахара, отмечает президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов. В 2020 году Новосибирский НИИ гигиены выяснил, что экстракт листьев стевии обладает иммуномодулирующим, гипогликемическим (снижение концентрации глюкозы в крови) и гиполипидемическим (снижение уровня холестерина в крови) эффектами. В отличие от сахара, стевия не имеет в своем составе глюкозной группы и, значит, не приводит к росту глюкозы в крови и может употребляться даже больными сахарным диабетом.
Парагвайское растение тысячелетиями используется в кулинарии. И из всех возможных подсластителей, используемых в пищевой промышленности, продукты-гликозиды (придающие сладкий вкус) из стевии являются наиболее безопасными и перспективными сахарозаменителями для безалкогольных напитков, считает эксперт.
Самый серьезный недостаток стевии - ее высокая цена по сравнению с искусственным подсластителем аспартамом, например. Стевию приходится закупать за рубежом, а из-за ослабления рубля ее стоимость существенно выросла, отмечает Максим Новиков.
В России выращивать стевию и другие лекарственные травы в промышленных масштабах невыгодно, несмотря на рост спроса на фоне COVID-19. Отрасль по культивированию лекарственных растений не признана сельхозпроизводством. Соответственно, никакими мерами господдержки АПК пользоваться такие производители не могут. Также есть проблема с признанием переработчиков сырья из лекарственных растений как промышленных производителей, отмечает руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России Инна Рыкова.
В результате отрасли фактически нет, есть лишь несколько коммерческих компаний, которые в том числе выпускают и лекарства на основе натуральных трав. По данным Росстата, в 2019 году посевная площадь лекарственных культур составила 8,2 тыс. га (в 2018 году - 6,4 тыс. га), произведено 8,8 тыс. тонн лекарственного растительного сырья при урожайности 14,5 ц/га (в 2018 году - 7,2 тыс. тонн при урожайности 12,8 ц/га).
При этом в СССР заготовкой лекарственных растений занималась целая система сельскохозяйственной и производственной кооперации (Центросоюз, Главное аптечное управление, "Союзлекраспром", "Роспотребсоюз", Гослесхоз и Главохота), напоминает Инна Рыкова. Ежегодно в стране заготавливали около 45 тыс. тонн лекарственных растений. Сейчас спрос должен быть больше из-за тренда на натуральные лекарства, но отрасли необходима концепция развития и "дорожная карта".
Пока нет четких правил игры, наращивать производство мало кто решается. Минсельхоз подготовил проект распоряжения правительства, чтобы дополнить перечень сельхозпродукции лекарственными и эфиромасличными культурами, рассказали в ведомстве. Но изменения не согласовал минфин.
По данным минсельхоза, производителей можно поддержать в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК", предоставляя субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Но эти меры распространяются лишь на отдельные лекарственные и эфиромасличные культуры - семена аниса, бадьяна, фенхеля, кориандра, тмина и других, используемые главным образом в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях. Кроме того, можно компенсировать часть затрат, связанных с сертификацией продукции АПК на внешних рынках. Также производители могут получить поддержку из региональных бюджетов.