Борьба за оазисы
Бульвар Эркиндик, парк Панфилова, Карагачевая роща - сегодня излюбленные места отдыха горожан. Однако мало кто сегодня вспоминает о том, что все эти оазисы современного Бишкека заложены известным ученым, ведущим сотрудником Императорского ботанического сада Алексеем Фетисовым.
Родился Алексей Михайлович в далеком от Тянь-Шаня Крыму. Там же с отличием окончил садоводческое училище и был направлен на работу в Санкт-Петербург. Однажды он случайно узнал о готовящейся научно-исследовательской экспедиции в Туркестан (бывшее название Средней Азии. - Прим. ред.). Оставив престижную службу в столице, в 1870 году Алексей Фетисов впервые приехал в Ташкент. Долгие годы он изучал там местную флору и отправлял исследования в Российскую академию наук.
Спустя восемь лет Фетисов решил перебраться в Пишпек. Как раз в это время населенный пункт получил новый статус - бывший в то время военным губернатором Семиреченской области генерал-лейтенант Герасим Колпаковский подписал "План проектного расположения вновь предполагаемого города". Согласно документу, власти намеревались открыть в Пишкеке базарную, церковную и парадные площади, разбить городской парк, отвести место для кузниц и кладбища, построить госпиталь.
"В Пишпеке в основной массе все дома глинобитные, покрытые камышом. Такие же глиняные заборы. Зрелище унылое. Городок оживал лишь в субботу и воскресенье, когда из близлежащих деревень дехкане привозили на базар продукты, а купцы выкладывали на прилавки свой лучший товар. Воду пили прямо из арыков", - запишет в дневнике ученый.
Алексею Фетисову поручили выбрать место под городской парк. Ученый исследовал все окрестности Пишпека. Надо было определить, какой вид деревьев наиболее подойдет для местного климата и структуры почвы. Начались кропотливые исследования, на которые ушло больше года. Но денег на городской парк в бюджете того времени не оказалось, и озеленение решили оставить на потом. Тогда Фетисов пошел на хитрость. Он решил представить властям экономическое обоснование городского парка. Пишпек застраивался, и лес городу был необходим.
В январе 1882 года ученый направил военному губернатору письмо следующего содержания: "Если оценить каждое десятилетнее дерево в 10 копеек, то с 15 десятин 150 тысяч деревьев дадут 15 000 рублей. Андижанский карагач в Пишпеке в течение десяти лет достигает роста, годного на телеграфный столб, и стоимость этого леса возрастет на много большую сумму, чем я оценил. Прошу вас рассмотреть вопрос о ежегодном выделении средств на содержание карагачевой плантации в сумме 400-500 рублей в год на протяжении восьми лет. Убежден, что по истечении этого срока затраты окупятся, и роща превратится в доходную для уезда статью".
Расчеты Алексея Фетисова оправдались. По приказанию начальника уезда в Пишпек в двенадцати мешках доставили саженцы андижанского карагача. Плантация была заложена. Через пять лет на восьми десятинах участка росло уже более 10 тысяч саженцев.
Кстати
Первый староста Пишпека Илья Терентьев издал распоряжение, по которому каждый приезжий купец был обязан выделить средства из своих доходов на озеленение города, а каждый горожанин - посадить рядом с домом не менее 25 деревьев. Для этого бесплатно выделялись саженцы из фетисовского питомника.
Яблоня в обмен на арчу
Была у Алексея Фетисова мечта - посадить большой фруктовый сад, чтобы яблоками и грушами могли лакомиться все желающие. С этой идеей он пошел к местному руководству. Чиновники поддержали, но денег в казне и на это благое начинание не нашлось. На помощь пришли друзья из Императорского ботанического сада. Фетисов отправил в Санкт-Петербург образцы растений Туркестана. Взамен коллеги прислали саженцы фруктовых деревьев.
Алексей Михайлович боялся, что плодовые деревья не приживутся в специфическом азиатском климате и чужой почве. Как вспоминал сосед ученого, военный врач Федор Поярков, Фетисов буквально жил в своем питомнике. Укрывал саженцы от заморозков, а летом от палящего солнца. Каждое дерево поливал, удобрял почву.
"Он радовался каждому цветку на яблоне и каждой пчеле, которая на него села, - писал в дневнике Федор Поярков. - Эти яблони и груши стали его детьми, его семьей. Домашние к такому усердию Алексея относились с пониманием, иногда с иронией. Однако стоило ему попросить о помощи, как в сад бежали все. Особенно дети. Мои вообще оттуда не вылезали и загнать их на обед было большой проблемой. Средневековую крепость он превратил в город-сад".
Казенный сад стал настоящим украшением небольшого уездного городка. Весной люди приходили любоваться цветением яблонь и груш, летом укрывались в тени деревьев, осенью лакомились фруктами. Но в 1916 году случилась беда. Небывалые для этих мест суровые морозы уничтожили деревья. Восстановлением сада никто заниматься не стал. Лишь в 1930-м уже советские власти приняли решение вновь засадить это место деревьями. Правда, не фруктовыми. Уж больно мороки с ними много. Площадь сада перепланировали, изменилось и название. На месте Казенного сада раскинул листву "Парк Красной звезды", которому чуть позже - в 1942 году - присвоили имя легендарного полководца, героя Великой Отечественной войны, генерала Ивана Панфилова. Этот зеленый объект ныне знаком каждому, кто хоть однажды бывал в центре Бишкека.
Бишкек обязан Фетисову и появлением бульвара Эркиндик. Он высадил на его месте аллею серебристых тополей. Правда, в настоящее время здесь растут дубы, но зеленый и тенистый бульвар по-прежнему любим многими горожанами.
Птенцы гнезда ботаника
Оставил Алексей Михайлович на киргизской земле и еще один яркий след. Он воспитал целое поколение своих последователей. По его инициативе в Пишпеке в 1889 году открыли практическую школу садоводства для мальчиков из киргизских семей. Алексей Михайлович долгое время заведовал учебным заведением и обучал ботанике юных натуралистов.
В 1893 году русский ученый основал на Тянь-Шане одну из первых метеостанций. Кроме того, Фетисов также проводил большие научные географические и ботанические исследования. Он исколесил иссык-кульскую котловину, затем путешествовал по маршруту Пишпек - перевал Шамси до озера Сон-Куль и Нарына. Большие коллекции, ботанические гербарии и исследовательские материалы ученый отправил в петербургский ботанический сад и другие учреждения. Позже его работы легли в основу научных трудов специалистов ведущих мировых институтов.
Справка "РГ"
В настоящее время на месте садоводческой школы, основанной Алексеем Фетисовым, находится Аграрная академия КР имени Скрябина.
Калича Умуралиева, директор предприятия "Городские парки":
- Согласно известной пословице, настоящий мужчина в своей жизни должен посадить хотя бы одно дерево. В истории Киргизстана был уникальный человек, который побил все рекорды и посадил 200 тысяч деревьев! И сделал это, как говорится, не благодаря, а вопреки, невзирая на засушливый климат, скудные финансы и чиновничье безразличие. Имя ему Алексей Михайлович Фетисов. Если бы не его старания сто с лишним лет назад, кто знает, каким был бы Бишкек сегодня.