Чтобы ответить на новые запросы бизнеса, в Рязанской области приступили к разработке стратегии развития промышленности региона в новых условиях - это своего рода переход от антикризисных мер поддержки к системным. Начали с широкого обсуждения с представителями крупных рязанских компаний и бизнес-сообществом концепции документа, который позволит четко определить направление работы экономического блока региона до 2030 года.
- Нам крайне важно понять, что происходит сегодня в цехах, какие планы вынашивают предприятия, какие потребности в мерах поддержки они испытывают, а также то, в каком направлении, по их мнению, должен развиваться промышленный комплекс региона в целом, - подчеркнул гендиректор Корпорации развития Рязанской области Артем Никитин.
К слову, Рязанская область прошла кризисную ситуацию более мягко, чем Россия в целом. По словам Никитина, индекс промышленного производства в регионе вырос, предприятия наработали определенный объем продаж. По данным регионального Минпрома, рост есть в производстве пищевых продуктов, электронных и оптических, пластмассовых изделий, металлообработке. Хорошая динамика в выпуске лекарственных средств - за последние три года доля отрасли в структуре производства выросла с 1,4 процента до почти пяти. Тем не менее разработчики концепции столкнулись с тем, что мало людей ассоциируют Рязанскую область с промышленным производством - отсюда необходимость изменить такой подход к региону.
И тут пандемия сыграла свою роль. В ситуации, когда на первый план вышли электронные площадки, география рязанского экспорта расширилась на семь новых стран.
- Да, пришлось отказаться от международных выставок, форумов, и бизнес был вынужден осваивать электронные площадки. Наш центр экспорта помог выставить продукцию рязанских предприятий на международные торговые площадки. Для многих это был первый опыт, - рассказал Артем Никитин. - Спрос на электронные связи вырос.
Он также отметил, что в прошлом году многие рязанские промышленники озаботились разработкой версий своих сайтов на иностранных языках. Кроме того, если раньше довольствовались отечественными сертификатами на свою продукцию, то сегодня стараются получить международные.
Аналогичная ситуация и в Калужской области. По словам заместителя главы министерства экономического развития региона Анны Королевой, электронные площадки стали более востребованы в плане работы на экспорт.
- Предприятия стали активнее пользоваться нашей помощью для выхода на электронные площадки. Мы ведь готовы это профинансировать, если они выставляют свою продукцию на международных площадках. Если раньше такой помощью пользовались девять-десять предприятий, то в прошлом году ее получили около 40, - пояснила Анна Королева. - Работа в новых реалиях показала, что случиться может разное. Мы предлагаем бизнесу помощь в развитии электронных сервисов, переходе на цифру. Сегодня это стало масштабно применимо.
Любопытен и такой момент: ориентир на экспорт потребовал от промышленников изменений в выстраивании производства. Обычная схема выхода на зарубежные контракты, по словам Антона Никитина, такова: выставка - договор - выезд потенциальных партнеров на предприятие. Но, когда иностранцы приезжают на конкретное производство, они не всегда увидят то, что хотели бы видеть. Отсюда - сначала надо выстроить собственный бизнес, повышая культуру производства, снижая экологический вред и тому подобное. Опять же не всегда одно предприятие может потянуть крупный зарубежный контракт. "Во время пандемии, чтобы закрыть потребности, промышленникам приходилось искать партнеров. Эта практика будет востребована и в дальнейшем, - уверен Антон Никитин. - Чтобы удержать крупный зарубежный контракт, стоит заключить договоренности с соседями. И это задача для Центра кластерного развития". Так, 21 февраля 11 рязанских предприятий примут участие в выставке пищевой промышленности и производства напитков Gulfood в Дубай. Это третья в мире по размерам площадка, ее еще называют главными торговыми воротами для рынка стран Ближнего Востока, Северной и Южной Африки, Индии, а также ряда стран СНГ. В прошлом году удалось заключить там контракт на поставку рязанской муки в Японию. И в этом году рязанские бизнесмены и чиновники нацелены на крупные сделки. Впрочем, бизнес после пандемии, похоже, преодолел психологическую планку и сегодня уже готов работать на экспорт - и не обязательно в крупных объемах.
Большой проблемой кризисного года стало получение информации. И дело не в том, что ее не было: оказалось, что далеко не все знают, где ее взять. Особенно в малом и среднем бизнесе. Как жаловались сами предприниматели, узнают из СМИ о мерах поддержки, но нормативно-правовые акты с конкретикой найти не могут. Отсюда возникало много вопросов. В этой ситуации пояснения, консультации специалистов оказались весьма востребованными. Решение этой проблемы в регионах, как правило, взяли на себя различные структуры по поддержке бизнеса.
- В условиях, когда не было возможности проводить форумы и конференции, на которых бы мы могли рассказать, довести до сведения предпринимателей в муниципальных образованиях, что мы предлагаем, большую роль сыграла ВКС-связь, - поделилась опытом Калужской области Анна Королева. - Это было очень полезной практикой. Предприниматели просили организовать для них точки доступа для онлайн-конференций. Мы создали такие на базе Торгово-промышленной палаты и администраций муниципалитетов. Собирали наиболее волнующие бизнес-сообщество вопросы, приглашали на конференции представителей налоговых органов, банков. Любой предприниматель мог зарегистрироваться, получить доступ, задать вопрос, услышать ответы, что называется, из первых рук. По итогам года можно утверждать, что таким образом удалось решить больше вопросов.
К слову, в регионе и после снятия ограничений не собираются совсем отказываться от такой практики. Как оказалось, такой формат весьма востребован. "Еще и время, которого всегда не хватает, на дорогу экономится", - шутит Анна Борисовна.
Работа с крупными предприятиями у калужских властей, впрочем, не сильно изменилась. Она всегда была точечной и разноплановой, заметила замминистра. Но и тут появились некоторые нюансы. Так, в Калужском регионе, где расположилось много предприятий иностранных инвесторов, как правило, именно они чаще выходили в региональное правительство с различными просьбами и предложениями. Пандемия в этом смысле разбудила и представителей традиционной экономики. Они стали активнее выходить со своими проблемами в региональное правительство и транслировать через него свои предложения на федеральный уровень.
Есть и такой момент: коронавирусный год показал, как надо предоставлять господдержку, чтобы она была максимально эффективной. Как рассказала Анна Королева, прямая поддержка малому бизнесу была в регионе и до этого: один раз в год на конкурсной основе.
- Мы поняли, что это надо делать в течение всего года. Надо помогать постоянно: дорога ложка к обеду. Следовательно, распределять надо здесь и сейчас, а не ожидать конца года, когда, возможно, для кого-то это будет уже поздно. В этом году мы сделали именно так, и поняли, что это постоянно работающий ресурс. Такая практика получила большой отклик. Будем продолжать, - рассказала замминистра экономразвития Калужской области.
При этом калужские власти несколько изменили схему: теперь средства поддержки выделяются не самим предпринимателям, а муниципальным образованиям. Муниципалитеты разрабатывают соответствующие программы поддержки бизнеса, сами решают, кого и как поддержать. Таким образом, решения о выделении помощи спускаются на более низкий уровень власти, и она станет доступнее для предпринимателей в глубинке. "Претендовать на такую поддержку может любой, у кого есть программа, обосновывающая, зачем и на что ему нужны средства. Все прозрачно, все под контролем", - пояснила замминистра, отвечая на замечание о коррупционных моментах.
Анна Королева также отметила появившийся у предпринимателей иной подход к оформлению документов: бизнес стал внимательнее. Так, кризисная ситуация показала, что стоит указывать реальную сферу деятельности в учредительных документах - от этого может зависеть получение господдержки. Ведь не секрет, что в малом бизнесе это обычная практика, когда в качестве основной деятельности заявляют одно, а реально занимаются тем, что указали в графе "Дополнительная".