"К 2024 году грузопоток по Севморпути должен быть увеличен до 80 млн тонн в год. Решить поставленную задачу возможно за счет увеличения периода арктической навигации", - сказал Трутнев. Он уточнил, что обычно период судоходства в водах восточного сектора Арктического бассейна составляет не более пяти месяцев в году: начинается в июле и завершается в конце ноября. Поэтому расширение навигационного окна в восточном направлении позволит повысить эффективность использования этого транспортного коридора.
Газовоз-танкер ледового класса Arc7 "Кристоф де Маржери" покинул 5 января порт Сабетта и отправился на восток по трассе Севморпути. Судно двигалось самостоятельно, без ледокольной проводки. За 11 суток он достиг китайского порта Цзянсу. После разгрузки 27 января "Кристоф де Маржери" отправился в обратный путь. У мыса Дежнева (восточной оконечности СМП) 7 февраля судно было взято под проводку ледоколом "50 лет Победы". На момент совещания, 16 февраля, суда приближались к проливу Вилькицкого, соединяющего море Лаптевых с Карским морем. Возвращение в порт Сабетта планируется 19 февраля. Это станет самым поздним в истории арктической навигации высокоширотным рейсом.
Ледовая обстановка в восточном секторе СМП значительно сложнее, чем в западном. Несмотря на некоторое потепление климата в Арктике, проход по этому маршруту зимой и весной практически невозможен без ледокольной проводки. По словам главы компании "Новатэк" Леонида Михельсона, существенный вклад в развитие круглогодичного судоходства по СМП внесет ввод в эксплуатацию 15 судов-газовозов ледового класса, строительство которых сейчас ведется на российской верфи "Звезда" для проекта "Арктик СПГ 2". Кроме этого, до конца 2022 года на воду должны быть спущены два новых атомных ледокола типа ЛК-60, которые позволят обеспечить круглогодичную транспортировку грузов по восточному сектору.
Севморпуть может стать важнейшей транспортной артерией России, позволяющей более чем на треть сократить морской путь из Европы в Азию. В 2020 году по нему было транспортировано почти 33 млн тонн грузов, в том числе более 18 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ). За последние 5 лет грузопоток вырос почти в 5 раз. Его дальнейшее увеличение должны обеспечить крупные проекты по добыче полезных ископаемых и производству СПГ, реализуемые сейчас в Арктике, такие как "Арктик СПГ 2" и "Восток Ойл".