Об этом говорится в масштабном исследовании Национальной ассоциации участников фондового рынка. Для сравнения, депозиты физлиц в банках сократились за год с 22,9 до 21,2 трлн рублей.
Реальное число инвесторов сильно меньше: на большинстве брокерских счетов нет ни копейки. За год доля "зафондированных" счетов (за исключением индивидуальных инвестиционных счетов) снизилась с 33 до 27%, индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) - напротив, выросла с 27 до 33%. Таким образом, хотя бы небольшими деньгами на бирже рискнули около трети из тех почти 10 млн человек, которые присутствуют на рынке ценных бумаг. Однако интерес граждан к ценным бумагам оказался беспрецедентным и заставил Банк России подготовить серьезные ограничения на доступ неопытных инвесторов к покупке наиболее рискованных инструментов.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу "Россия 24" объяснила интерес несколькими причинами: привлекательностью индивидуальных инвестиционных счетов (можно получить налоговый вычет), улучшением качества брокерского обслуживания, появлением сервисов, сделавших "вход" на рынок очень простым, а также снижением ставок по депозитам и перетоком части сбережений в потенциально более доходные инструменты. Начинающим инвесторам она посоветовала не нести последние деньги на фондовый рынок - должны оставаться сбережения, "не класть яйца в одну корзину", не покупать ценные бумаги на заемные деньги, не ориентироваться только лишь на большую историческую доходность - совсем не обязательно она будет достигнута в будущем.
Демографический портрет инвесторов остается стабильным: владельцы брокерских ИИС - в основном молодые (до 35 лет) мужчины, самостоятельно принимающие решения, владельцы ИИС в доверительном управлении - преимущественно женщины (60%) и почти половина - старше 55 лет.
Структура вложений граждан, напротив, сильно меняется в пользу более рискованных инструментов.
На брокерских счетах (кроме ИИС) наибольший рост показала доля иностранных акций (с 3,5 до 13,3%) за счет снижения доли российских акций (с 23,4% до 18,3%) и облигаций федерального займа (с 9 до 3,9%). На брокерских ИИС примерно та же картина. На фоне ослабления рубля (на 20% за год) граждане примерно поровну распределяли свои вложения между иностранными и российскими бумагами и так же примерно поровну - между акциями и облигациями, отметил глава НАУФОР Алексей Тимофеев. Это соотношение близко к оптимальному, считает он.
Охладев к депозитам, граждане, с одной стороны, больше сбережений стали держать наличными, с другой - активно скупали акции крупнейших американских компаний. Интерес к ним подогрело сначала резкое падение (в марте, когда началась пандемия), а затем ралли на американском рынке. В сочетании со снижением курса рубля инвестиции в бумаги американских корпораций позволяли за несколько месяцев фиксировать двузначную прибыль. Но уже есть существенные риски перегрева иностранных фондовых рынков, потенциальная коррекция на них грозит убытками, предупреждал Банк России. Индикатор Баффета находится на рекордном максимуме, что указывает на перегрев американского рынка акций.
В России львиная доля сбережений граждан всегда приходилась на депозиты, даже тогда, когда их доходность была ниже инфляции. Прорыв на фондовый рынок миллионов граждан не привел к надуванию "пузыря" на нем, несмотря на его относительно низкую ликвидность. Российский рынок ценных бумаг должен быть готов обслуживать минимум 25 млн частных инвесторов во второй половине десятилетия, считает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. "В противном случае эти инвесторы понесут деньги на иностранные площадки или начнет надуваться пузырь, схлопывание которого может подорвать доверие наиболее незащищенной и неискушенной части инвесторов", - предупреждает он.