Народная артистка Киргизии отмечает 50-летие творческой деятельности

Казахфильм
Народная артистка республики Айтурган Темирова отмечает 50-летие творческой деятельности. В ее жизни были звездные роли, бурные овации, поклонники, награды на кинофестивалях. Западные журналисты называли ее советской Джиной Лоллобриджидой. Сегодня знаменитая актриса - гостья "Российской газеты".

- У вас на счету десятки ролей, заставлявшие зрителей переживать до слез. А есть ли такая, которая очень близка вам самой?

Айтурган Темирова: Выделить какую-то одну очень сложно, ведь в каждую вкладывала всю свою энергию. На съемках полностью погружалась в образ героинь. Можно сказать, жила их жизнью. Не могла, да и по-прежнему не могу не то что жить, но и дышать без кино. Хотя должна признаться, что в детстве представление о кинематографе у меня было на уровне сельского клуба, куда бабушка водила меня по выходным. Родители же мечтали, что я выберу более практичную профессию. Папа был офицером и хотел, чтобы я стала радисткой, мама предлагала выбрать стезю архитектора или инженера. Спор разрешила бабушка. Она настояла, чтобы я поступила в балетное училище. Но профессионально заняться танцами не пришлось.

Однажды к нам в школу пришел помощник режиссера. Для фильма "Алые маки Иссык-Куля" нужна была большеглазая девочка с длинными косами. Поскольку я в школе участвовала в художественной самодеятельности, педагоги порекомендовали меня. Однако для участия в съемках нужно было разрешение родителей. Они ни в какую не соглашались. Почему-то считали, что съемки в фильме - что-то неприличное. Отец сначала даже помощника режиссера не пустил на порог дома. Правда, после длительных уговоров мне все же разрешили сниматься. Конечно, было волнительно и любопытно. Но, как видите, получилось. Позже, на всесоюзном кинофестивале, я получила приз "За лучший дебют". Известный режиссер Сергей Бондарчук сказал мне: "Добро пожаловать в кино". Так что первая моя роль - Калычи в фильме "Алые маки Иссык-Куля" - стала для меня особой.

- А есть роль, которую хотелось бы сыграть, но не получилось?

Айтурган Темирова: Наверное, у каждого актера и актрисы есть такая. Моя любимая книга - "Аджар" Касымалы Баялинова. Это историческая трилогия, рассказывающая о жизни киргизского народа, о его самобытности, красивых традициях, искренности, единении с природой. Я очень хотела, чтобы это произведение было экранизировано и чтобы самой сыграть в фильме.

- В 1985 году на экраны вышла картина "Снайперы", где вы сыграли Алию Молдагулову, ставшую Героем Советского Союза. Вы как-то сказали, что боялись сниматься в этой роли. Что вас так пугало?

Айтурган Темирова: С этой картиной связана целая история. Мы представляли в Алма-Ате наш фильм "Волчья яма". Его посмотрел весь Советский Союз. Картина имела огромный успех. Показали ее и первому секретарю Казахской ССР Динмухамеду Ахмедовичу Кунаеву. Лента ему очень понравилась, и он предложил Болоту Шамшиеву снять фильм "Снайперы". Его сценарий, оказывается, был уже готов на студии "Казахфильм", но не было актрисы на роль Алии Молдагуловой. Кунаев сказал, что я очень похожа на нее. Болот стал отказываться. Говорил, что военная тема не его, что может не получиться. Тем не менее нас пригласили в ЦК компартии Казахстана к заведующему отделом культуры. Пришли в приемную. Нас попросили подождать. Вдруг вижу на столе мое фото, только в военной форме. Я долго пыталась вспомнить, где я фотографировалась в этом образе, а это была фотография Алии. Сходство действительно оказалось потрясающим.

"Снайперы" - первый мой фильм, который был основан на реальных событиях. И потом, Алия - народная героиня. Следовательно, ее образ на экране должен быть безупречен. Только представьте, как в критический для обороны Ленинграда момент Алия Молдагулова встала во весь рост и крикнула: "Братья, солдаты, за мной!" В тот день она трижды участвовала в отражении контратак противника.

Я понимала, что должна была очень хорошо узнать характер свой героини. Поэтому мы приняли решение отыскать однополчан Алии. Сделали запросы в архив министерства обороны СССР. Где-то через месяц пришел ответ. Мы нашли напарницу Алии - Надежду Веткину. Ее роль в фильме, кстати, сыграла Марина Яковлева. Роль еще одной однополчанки досталась Вере Глаголевой. Потом выяснилось, что жив комбат Федор Моисеевич. Мы его искали по всему Союзу, а он все это время жил во Фрунзе - в 9-м микрорайоне. Разве это не судьба? Он как увидел меня, сразу назвал Алиюшей. Мы долго потом еще поддерживали связь.

- Есть ли в этом фильме сцена, которая далась с особым трудом?

Айтурган Темирова: Работали над фильмом в Белоруссии. Условия были нечеловечески сложными. Представьте, мороз минус 40. Для того чтобы снять вьюгу, включали двигатели самолетов. Я лежала в снегу по несколько часов. Заработала себе кучу болячек. Но даже не это страшно. Самое опасное, когда не можешь выйти из образа. Я не могла прийти в себя два года. Наверное, потому, что хотела сыграть очень точно и правдоподобно. Когда отсняли последний кадр, повисла тишина, и только Федор Моисеевич заплакал и сказал, что заново пережил эту сцену. Самым же тяжелым морально эпизодом стала сцена гибели дяди Степана - снайпера, учившего Молдагулову. Я вспомнила смерть родителей, и в кадре зритель увидел мои неподдельные слезы.

- Вы верите в судьбу?

Айтурган Темирова: Я сама по характеру оптимистка. Что бы ни случилось, верю, что все будет хорошо. Тем не менее и в судьбу верю. Она часто была ко мне благосклонна. На съемках "Снайперов", к примеру, я чуть не лишилась глаза. Спасло какое-то чудо. Когда работали над "Алыми маками" - чуть не погибла. Кроме того, я в душе верующий человек. И верю, что Бог помогает мне.

Ключевой вопрос

- Не пробовали себя в качестве режиссера?

Айтурган Темирова: Знаете, когда за плечами есть такой большой опыт, есть силы для работы, то появляется и желание создать какой-то особый образ в кино. В качестве режиссера пока себя не пробовала, но сценарии пишу. У меня их уже три. Кстати, об одном из них я рассказывала известному режиссеру и сценаристу Болоту Шамшиеву. Он похвалил и сказал, что если мне нужна будет помощь, я могу на нее рассчитывать. Я даже спонсоров нашла для съемок, но в последний момент испугалась. И все же надежду снять свой фильм не оставила. Рабочее название одной из моих работ "Алтынчач", что в переводе на русский язык означает Златовласка. Это рассказ о сельской девушке, которая впервые попадает в город. В сценарии показан контраст между чистотой помыслов Златовласки и реальной жизнью молодежи в мегаполисе.

Р.S.

Айтурган Темирову и Болота Шамшиева долгое время связывает дружба с семьей известного режиссера, народного артиста России Никиты Михалкова. Недавно мэтр российского кинематографа записал видеообращение к актрисе.

- С большим удовольствием хочу поздравить Айтурган Темирову с 50-летним юбилеем творческого пути. С ее именем связаны картины, которые практически оказались новой волной в советском и, конечно же, в киргизском кинематографе. Этот успех также был связан с именем Болота Шамшиева, замечательного режиссера, чьи работы зритель ждал с нетерпением. "Алые маки Иссык-Куля", в которых впервые снялась юная Айтурган, стали новым словом в кино. Потом были "Белый пароход", "Волчья яма".

2021 год юбилейный и для киргизского кинематографа. Болот и Айтурган долгое время были вместе не только как режиссер и актриса, но и как семья. Страницы, которые эти два великих человека вписали в советский кинематограф, до сих пор остаются абсолютно актуальными. А их фильмы говорят о том, насколько мощным было советское кино.

Еще раз от души поздравляю Айтурган с юбилеем и очень надеюсь, что впереди у нее много прекрасных работ.