Руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман показывает дом Шаляпина

Дмитрий Бертман не играет на биллиарде. Но стол фирмы "В. К. Шульц" 1863 года художественному руководителю театра "Геликон-опера" хорошо знаком: здесь в биллиардной Дома-музея Шаляпина в далеких 90-х гоняли шары Моцарт и Сальери из его постановки. А потом действие переходило в соседний, Белый зал музея - с мемориальным роялем.

"Хотелось бы купить особняк, комнат на 10-12, с большим садом и с отоплением" - такое объявление поместил в 1910-м в московскую газету русский певец Федор Шаляпин. И вскоре его семья въехала сюда, в дом на Новинском бульваре, где сейчас Дом-музей. "Нарезанный" после революции на коммуналки, особняк XVIII века был 40 с лишним лет назад в полуразоренном состоянии передан Музею музыки, спасен от сноса перед Олимпиадой и только после 10 лет реставрации стал в 1988-м таким, каким его знал великий музыкант.

Первое, что мы с руководителем "Геликон-оперы" увидели, войдя в дом, - то, в чем хозяин выходил из дома: пальто с котиковым воротником (огромного размера, Шаляпин был, как сам говорил, "росту два и два") и трости с набалдашником в виде головы Мефистофеля. Далее кабинет с библиотекой, за ним Зеленая гостиная, столовая с роскошным буфетом с семейным фарфором, комната хозяйки дома с изысканными венчальным платьем ар-деко и столиком розового дерева с фарфоровыми вставками.

...Они тут по всему дому, в комнатах и коридорах - фрагменты стен, выложенные белым кафелем. Внизу топка с медной дверцей, вверху дымовая задвижка. Дмитрий Бертман, конечно же, знает, что это и зачем.

Голландские печи

Шаляпин и выбирал дом с таким именно отоплением. Печь - это сухой воздух, а паровое отопление вредно для горла певцов. Потом тут появились и канализация и газ, и телефон и электричество. Дом стал предметом восхищения гостей, ни у кого такого не было, а у Шаляпина было! Он хотел, чтоб в его жизни все было по высшему разряду.

Гитара в Зеленой гостиной

Он во время спектаклей не изображал, что играет на гитаре, а по-настоящему аккомпанировал себе. Выходил с инструментом на сцену и начинал, скажем, серенаду Мефистофеля "Выходи, о друг мой ми-и-илый..." (поет).

Картины Коровина

В каком еще музее можно увидеть столько Коровина? Вы посмотрите, пейзажи, натюрморты, эскизы - целая стена: "Вино и розы", "Париж ночью", сцены из "Фауста"... А портрет Шаляпина 21 года! Коровин - художник, изменивший язык театра, вместо традиционного убранства сцены, показывавшего просто место действия, он прежде всего передавал эмоции спектакля, его дух. Как настоящий импрессионист.

Костюмы Дон Кихота, Олоферна, Годунова

Они сшиты по этим вот эскизам Серова. Диски с разным исполнением Шаляпиным "Бориса Годунова" я часто "кручу" артистам "Геликон-оперы", чтоб показать, как можно менять весь спектакль своим голосом. В одном спектакле царь поет "достиг я высшей власти" уставшим, изможденным голосом, тут властно - и сразу в спектакле все по-другому! Шаляпин подарил нам искусство "действенной интонации", искусство смысловых остановок. И это была революция в опере.

Рояль Bechstein

Bechstein - лучший инструмент для вокалистов. Слышите (нажимает несколько клавиш, берет аккорды), у него звук такой тянучий, тембристый. И басы хорошие. Но продавцы напрасно накручивают цену на возрасте роялей - это не достоинство, с возрастом те теряют в звуке. Другое дело, что именно этого инструмента касалась рука Рахманинова в этом самом зале аккомпанировавшему Шаляпину.

Гримерная

Шаляпина однажды научили накладывать грим, и он с тех пор не подпускал к себе гримеров. Рисуя морщины, придумывал, от чего у его героя пролегла вот эта морщина или эта складка. Видите - накладные носы, а вот его гуммозы, мастики, их наносят на лицо, меняя внешность для спектакля. А после него - счищают все ножом. Фониатрическое зеркало Шаляпин возил с собой, чтоб врач мог прийти, посмотреть связки.

"Голубятня"

Это сюда, в комнату под крышу, его с семьей задвинули в 1918-м? Когда в дом гения вселили еще 16 семей? Ужас, позор. Он от этого унижения и эмигрировал.

Экспонат

Мне было лет восемь, когда на Святках или на Пасхе я впервые увидал в балагане паяца Яшку. Весь он вызывал у меня впечатление обаятельное и подавляющее. Этот человек являлся в моих глазах бесстрашным владыкой и укротителем людей, - я был уверен, что все боятся его.

Я смотрел на него, разиня рот, запоминая его прибаутки:

- Эй, золовушка, пустая головушка, иди к нам, гостинца дам!

Расталкивая всех, держа в руках тряпочную куклу, орал:

- Прочь, назём, губернатора везём!

Очарованный, я стоял до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков.

- Вот это - счастье, быть таким человеком, как Яшка! - мечтал я.

Эти артисты казались людьми, полными неистощимой радости, которым приятно паясничать и хохотать. Когда они вылезали на террасу, от них вздымался пар, как от самоваров, но мне в голову не приходило, что это испаряется пот, вызванный дьявольским трудом...

Из мемуаров Ф. Шаляпина

Взгляд

"Я помню папу очень красивым. Он всегда следил за собой, никогда не позволял распущенности - ни в словах, ни в одежде, ни в обращении с прислугой, ни с кем бы то ни было. Что касается прислуги, то, видимо, он никогда не забывал о том, что его родители были из вятских крестьян".

Из воспоминаний дочери Марины