Например, стаканчики, в которых многие кофейни продают кофе навынос, москвичи чаще всего выкидывают в синие баки, считая, что они бумажные и их можно перерабатывать именно с бумагой. Правда, на сортировочных пунктах потом их выуживают и отправляют к смешанным отходам, а затем вывозят на мусорные полигоны. Но нашлись в городе люди, которые отыскали применение и этим отходам. На прошлой неделе они отправили на переработку первую небольшую партию - 1,3 тонны бумажной посуды. Почему она требует к себе особого отношения и что из нее можно сделать, узнал корреспондент "РГ".
Каждый москвич или гость столицы хоть раз в жизни брал горячий напиток навынос: неважно, в брендовой кофейне с мировым именем или просто в форточке первого этажа пятиэтажки с надписью "Кофе". Стаканчик, в котором его подают, очень удобен: не обжигает руки и держит тепло, да еще и герметичен благодаря пленке, которой отделан внутри.
- Стаканчик состоит из двух компонентов: картона и полиэтилена или полистирола, которые должны перерабатываться отдельно, - рассказал "РГ" исполнительный директор подмосковного перерабатывающего комплекса (Солнечногорский опытно-экспериментальный механический завод) Дмитрий Гутман. - Основная сложность состоит в том, что эти компоненты надо разъединить. Заняться данной проблемой меня подтолкнула пандемия, в ходе которой моя семья, как и многие другие жители столицы, часто заказывали на дом еду и кофе из общепита. В результат скопился внушительный пакет с бумажными стаканчиками. Наш небольшой завод специализируется на переработке вторсырья, поступающего из столицы, - картона и бумаги. Решили рискнуть переработать и стаканчики. Разделили полиэтилен и бумагу. Из бумаги сделали пульперкартон. Провели несколько экспериментов и выяснили, что у стаканчика может быть до 30 жизней, а потом материал распадается на труху.
Завод начал искать поставщиков б/у стаканчиков. Далеко ходить не пришлось. Одна из крупных сетей общепита тоже в это время задумалась о сборе и переработке такой посуды.
"Картон и бумагу давно отправляем на переработку. Решили провести опыт, поставили отдельно емкости под стаканчики. Посетители поддержали, сейчас в 19 точках стоят контейнеры под их сбор. До конца года поставим ящики еще в 40 точках", - рассказала "РГ" старший директор по развитию и качеству продукции крупной сети общепита Ирина Коршунова.
Связующей ниткой переработчиков и поставщиков стал крупный столичный региональный оператор, собирающий отходы из жилых кварталов севера и центра столицы ГК "Эколайн". "Мы забираем отходы и из общепита, часть картона вывозим на подмосковный завод, поэтому хорошо знаем и тех и других, - рассказала "РГ" замгендиректора ГК "Эколайн" Елена Вишнякова. - Попробовали объединить их работу и подключить к цепочке еще одного нашего крупного партнера, липецкий завод, перерабатывающий упаковку тетрапак".
В результате с начала года собрали 1,3 тысячи тонн стаканчиков. Сколько их используется в России за год, сказать сложно из-за большой доли импорта. По самым скромным подсчетам, говорят эксперты, более 40 миллиардов штук. Конечно, лучшее решение - отказ вообще от одноразовой тары. Но пока этот продукт пользуется спросом, придется искать пути его переработки.
Из первой партии бумажных стаканчиков получили пульперкартон, из которого делают одноразовые подносы, подстилки в контейнеры для овощей и ягод, уплотнители-начинки для бьющихся подарков, упаковочный материал. А полиэтиленом заинтересовались несколько заводов, производящих тротуарную плитку, строительные смеси. Но, как сетуют бизнесмены, в пробной партии этого материала оказалось слишком мало.
Те, кто поддерживает экологический стиль жизни и следует правилам ответственного потребления, могут уже на этой неделе приносить одноразовую бумажную простуду на территорию культурного центра "Флакон". Здесь расположена самая большая площадка в городе для сбора вторсырья. Здесь оборудуют еще один контейнер для стаканчиков. "Приток бумажных стаканчиков будет большим, так как здесь расположены коворкинг-центры, много экологических организаций, все они станут отличными поставщиками этого вида вторсырья, - рассказала Вишнякова. - Я не исключаю, что в будущем таких точек станет больше и в целом по городу". В результате в городе снизится объем захораниваемых отходов, что улучшит экологию.
Александр Гинзбург, доктор физико-математических наук, замдиректора Института физики атмосферы им. Обухова РАН:
- Это очень хорошее начинание. Радует, что среди переработчиков есть те, кто занимается изготовлением подобной упаковки и знает, как с материалами работать. Думаю, что начинание будет поддержано, причем другими заведениями общепита. Пандемия изменила наш менталитет, многие предприятия стали бороться за свою репутацию, в том числе и экологическую. Если же такие точки сбора вторсырья поставить в разных частях города, думаю, что постепенно к ним привыкнут люди.
Валерия Коростелева, экологический эксперт проекта "Собиратор", руководитель движения "РазДельный сбор":
- Для больших городов бумажные стаканчики стали настоящим бедствием. По нашим оценкам, в столице только за день в различных кафе, ресторанах используют около 1 млн стаканчиков. И это не считая использования этого вида одноразовой посуды во время соревнований и других мероприятий, а также в офисах, коворкинг-центрах и прочих. Несмотря на кажущийся "эко"-вид, его нельзя пустить в переработку, как обычный картон или бумагу, из-за пленки. Чтобы обеспечить Москву 1 млн стаканчиков, нужно вырубить около 200 деревьев, ведь из вторсырья этот вид посуды не делают. Для производства бумаги требуется в 18 раз больше воды, чем для производства полиэтилена, больше выделяется СО2 и больше потребляется электричества. На полигонах бумажная посуда не разлагается. Альтернатива таким стаканчикам - это многоразовая посуда. Но если нет возможности ее мыть, лучше использовать пластиковую посуду, ее проще собирать, проще перерабатывать. Да и сами жители могут отправлять ее после использования в синие контейнеры со вторсырьем, которые стоят в каждом дворе.