А показали специалисты охраны моста ту часть комплекса, с которой чаще всего сталкиваются путешествующие через Керченский пролив водители и пассажиры. Она и вправду сегодня самая современная в России и располагает всеми последними достижениями отечественной инженерной мысли в сфере безопасности. Досмотровый пункт при въезде на Крымский мост со стороны Тамани работает уже третий год, но показать всю его работу изнутри разрешили впервые. Сердце системы транспортной безопасности - его стационарный инспекционно-досмотровый радиометрический комплекс.
- Расчетная пропускная способность системы досмотра - 25 машин в час, - рассказал генеральный директор Управления ведомственной охраны Минтранса России Алексей Ковыршин. - В среднем досмотр машин занимает пять - семь минут. Это позволяет контролировать транспортные средства без снижения общей скорости грузопотока через мост.
Машина заезжает в досмотровый комплекс, и пока водитель показывает транспортные накладные на груз, фуру или грузовую "ГАЗель" сканируют рентгеновским аппаратом. Огромная арка комплекса СТ 6035 по направляющим проезжает над грузовиком и меньше чем через 60 секунд картинка уже на мониторе оператора. Пока находимся в помещении службы, досмотр проходят сразу две "ГАЗели".
- Вот видите, у этого в кузове один ящик с оборудованием, а этот везет много техники, - показывает данные сканирования оператор Ольга Сысоева. - Фиолетовым светится черный металл, салатный цвет - это алюминий.
Возможности комплекса позволяют посмотреть плотность металла, его инфракрасный спектр и еще множество других параметров. Затем каждую деталь картинки можно увеличивать и рассматривать в подробностях. Видно все, вплоть до мельчайших элементов. Вот у водителя припасен "тормозок" с обедом из дома, под креслом - ключи и еще какой-то инструмент.
- Нас часто спрашивают, что и гайку можете рассмотреть, - говорит Ольга. - На самом деле можем.
В этом грузовом фургончике ничего подозрительного нет, и Ольга переходит к следующей машине. Она на службе четвертый год, и глаз уже наметан на чтение картинки. Тем временем коллеги проверят транспортную накладную водителя, пробьют ее по базе данных, откуда и куда едет, какой груз, кто отправитель и получатель, совпадают ли серии партий и прочие данные. Если все в порядке - счастливого пути.
- В смене у нас работает три оператора и в досмотровом комплексе водителей встречает регулировщик, - рассказывает старший оператор Елена Волкова. - Он как раз сканирует транспортные документы водителя и передает нам.
Когда работает радиометрический комплекс, находится в помещении категорически запрещено и людям, и животным. Все-таки радиация есть радиация.
- Если водитель останется в кабине во время работы комплекса СТ 6035, он может получить дозу облучения, сопоставимую с той, что получают пассажиры авиалайнера за 10-12 часов полета, - говорит начальник команды Игорь Горбатюк. - В общем-то это не много, но лучше не допускать. Поэтому даже если следует какой-то деликатный груз, например партия диетических яиц, мы направляем его не сюда, а на ручной досмотр.
У каждого сотрудника досмотрового зала есть индивидуальный накопительный дозиметр. Каждые два месяца с него снимают показания, чтобы суммарная доза допустимого облучения не превысила предельно допустимую норму.
Для досмотра пассажиров и водителей в комплексе есть оборудованный терминал. Здесь все достаточно стандартно - хорошо знакомые магнитные рамки, кабинки для сканирования человека в полный рост и портативные детекторы. Но, технический прогресс не стоит на месте и недавно охранники моста получили новую разработку московских инженеров - прибор "Кербер-Т".
- Это переносной аппарат, позволяющий идентифицировать взрывчатку, наркотики, химические вещества за считанные секунды, - говорит Игорь Горбатюк. - Техника толковая.
Детектор безошибочно определяет широкий спектр запрещенных веществ даже через 60 суток после последнего контакта с ними. Достаточно провести салфеткой из фольги толщиной всего 0,12 микрон по одежде, чтобы понять, контактировал ли ее хозяин с нитроглицерином или курил ли он марихуану, употреблял ли какие-то медицинские препараты. Одежду можно выстирать, но микрочастицы, которые определит "Кербер-Т", все равно останутся.
- Давайте проверим, что у вас, - предлагает стрелок охраны Николай Алексеенко и проводит салфеткой по обшлагу моей куртки. - Ну вот, лактоза, на вашей одежде кроме следов пота ничего нет.
И это только часть большой и глобальной системы безопасности, за которую отвечает служба охраны Крымского моста. Такой технически оснащенный досмотровый пункт на транспортном переходе через Керченский пролив пока один - со стороны Тамани. На Крымском берегу его брат-близнец уже готов, но пока проходит комплектование инженерной начинкой. К слову, у Управления ведомственной охраны Минтранса РФ понятие безопасности складывается из четырех составляющих. И если до сих пор на "дороге жизни" крымчан не было ни одного серьезного происшествия, значит, система работает безотказно.