С начала прошлого года и примерно до его середины пассажиропоток в донской столице сократился на 90 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В ростовских АТП утверждают, что потом он ненамного вырос, примерно до 50 процентов, и держался на этом уровне несколько месяцев. Из-за таких колебаний у перевозчиков образовались огромные долги, в том числе по лизинговым платежам за ранее приобретенные автобусы, за горюче-смазочные материалы и запасные части.
Финансовые проблемы ударили по автопредприятиям неожиданно, в итоге из 13 организаций выжили девять. Как рассказали "РГ" в Ассоциации перевозчиков Ростовской области, четыре АТП были вынуждены практически прекратить свою деятельность.
- Полгода ростовские автоперевозчики возили всего десять процентов пассажиров от обычного числа. Потом пассажиропоток немного увеличился, но все равно не вернулся к прежнему. А предприятиям в течение всего этого периода начисляли пеню за просрочку лизинговых платежей. Плюс еще штрафы за недовыпуск автобусов на маршруты от мэрии, хотя там прекрасно понимали, что перевозить было некого, - объясняет председатель общественной организации Андрей Касиев.
- Мы отправили от ассоциации письма в федеральное министерство транспорта и помощнику президента России с просьбой отменить пеню за просроченные выплаты по лизингу, предоставили все данные и цифры. Ждем ответа. Что касается штрафов, выставленных администрацией Ростова-на-Дону, этот вопрос, видимо, будет решаться в суде. Несколько автотранспортных компаний подали иски к департаменту транспорта города. Кстати, некоторые АТП бесплатно возили сотрудников Нацгвардии, всего на 18 миллионов рублей, которые им до сих пор не вернули, - делает акцент Касиев.
Вопрос о возможном списании накопившихся долгов по штрафным санкциям уже несколько раз обсуждался на совещаниях в мэрии и заседаниях городской думы. Речь идет о сумме более 480 миллионов рублей.
Мнения по поводу списания штрафов разделились. После обсуждения идеи на заседании комиссии городской думы по бюджету дискуссия перешла в соцсети. Некоторые чиновники решили, что подобное недопустимо, так как речь идет о бизнесе, другие, наоборот, поддерживают предложение, поскольку транспортники стали заложниками необычной ситуации в период эпидемии.
Как рассказал депутат гордумы Сергей Смирнов на своей странице в соцсетях, предметом обсуждения стали неоплаченные штрафы за простои, которые выписывал городской департамент транспорта перевозчикам. Причем представитель департамента выступил с инициативой эти долги "простить", так как бюджет в этом случае не несет никаких потерь, поскольку речь идет о санкциях.
- Другой вопрос: зачем было выписывать столько штрафов, когда автобусы ездили пустые и автоперевозчики работали себе в убыток? - недоумевает депутат.