03.03.2021 02:37
Поделиться

Мэрия столицы Киргизии объяснила повышение тарифов на проезд

Темир Сыдыкбеков
В столичной мэрии анонсировали повышение тарифа на проезд в общественном транспорте Бишкека - муниципальных автобусах, троллейбусах и частных маршрутках. Стоимость передвижения вырастет соответственно с 8 до 11 и с 10 до 15 сомов. Это произойдет после того, как проект постановления пройдет стадию общественного обсуждения и документ утвердят депутаты горкенеша. Скорее всего платить больше бишкекчане будут уже во второй половине 2021-го.

Но новость о грядущем повышении тарифа актуальна не тем, что касается, прежде всего, кошельков горожан, а все-таки другим - впервые в столичной мэрии представили на суд жителей Бишкека полное обоснование того, почему должна увеличиться стоимость проезда в общественном транспорте. В аналитической записке содержатся интересные цифры и выводы, ранее в публичное пространство не выносившиеся. Какие именно? Об этом в материале "РГ".

Важно, но плохо

В докладе, подготовленном мэрией, говорится, в том числе, о важности, которую представляет для города пассажирский транспорт. Однако из-за низкого тарифа на проезд перевозчики, как частные, так и муниципальные, не могут оказывать качественные услуги.

"Действующий тариф был определен постановлением Бишкекского горкенеша в 2012 году и не менялся до настоящего времени, - говорится в записке. - При этом за прошедшие девять лет выросли цены на дизельное топливо (на 10 процентов), электрическую энергию (18), автошины для автобусов, троллейбусов (31) и микроавтобусов (32). В целом индекс потребительских цен в Бишкеке с 2012 года увеличился почти на 40 процентов.

С каждым месяцем растет недовольство перевозчиков низким уровнем заработной платы, которая в Бишкекском троллейбусном управлении и Бишкекском автотранспортном предприятии составляет 14,5 тысячи сомов в месяц, а доход водителей микроавтобусов не превышает 14 тысяч. При том, что, по данным Нацстаткома КР, бишкекчане в среднем получают более 20,5 тысячи сомов. Такая ситуация приводит к большой текучести кадров.

Сегодня доходы транспортных предприятий ограничены установленным тарифом, а расходы полностью зависят от цен на запчасти, топливо, смазочные материалы, электроэнергию и другие виды необходимых для работы товаров и услуг".

Субсидии не покрывают

Экономику Бишкека, как отмечается в докладе, невозможно представить без развитой транспортной инфраструктуры. "На протяжении нескольких лет деятельность городского пассажирского транспорта остается убыточной. Субсидии, выделяемые из бюджета для муниципальных предприятий, не покрывают в полном объеме их потерь, а перевозка пассажиров и багажа частниками и вовсе не субсидируется", - подчеркивают составители аналитической записки.

В мэрии надеются, что после повышения тарифов на проезд в сфере пассажирских перевозок в столице начнут происходить позитивные изменения. В частности, будет активнее развиваться так называемое государственно-частное партнерство. "Население города, пользующееся услугами общественного транспорта, крайне нуждается в комфорте и безопасности на дороге. Повышение тарифа приведет к заинтересованности частных фирм в приобретении современных автобусов большой и средней вместимости и обновлении парка маршруток. Это позволит снизить уровень негативного влияния выхлопных выбросов на экологию в Бишкеке и разгрузить городские магистрали", - уверены в муниципалитете.

Третий вариант

В мэрии рассмотрели три варианта дальнейшего развития событий в сфере пассажирских перевозок. Первый - оставить все как есть, без изменения тарифа. Второй - увеличить стоимость проезда до 10 (автобусы, троллейбусы) и 13 (микроавтобусы) сомов. Третий - до 11 и 15 сомов соответственно.

Как показали расчеты, результаты, устраивающие все стороны - перевозчиков, город, пассажиров, - будут получены только в случае выбора последнего варианта. При оплате за проезд в размере 11 сомов муниципальные предприятия будут получать ежегодно почти на 40 миллионов сомов больше, а доход частных фирм при 15-сомовом тарифе увеличится более чем в два раза.

Но если оставить все как есть, то, как говорится в аналитической записке, следует ожидать, в том числе, дальнейшего снижения качества услуг по транспортировке пассажиров частными и муниципальными компаниями и ухудшения ситуации с нарушением правил перевозок.

Маршруточники" бастуют

Водители "бусиков" давно требуют повысить тариф на проезд. И свои требования они подкрепляют конкретными действиями - в 2018 году, к примеру, отказались выходить на маршруты, устроив двухдневную забастовку, которая привела к транспортному коллапсу в столице. В мэрии, понятно, подобные демарши категорически не одобряют, но при этом признают, что. в общем-то, "маршруточники" правы.

За последние годы, по данным управления городского транспорта, столичный рынок коммерческих пассажирских перевозок из-за нерентабельности работы покинули тысячи микроавтобусов. С момента последнего повышения стоимости проезда в 2012 году до 10 сомов цены на ГСМ и запасные части в республике заметно выросли, а тариф за все это время не изменился.

В конце 2019-го в мэрии Бишкека предложили увеличить стоимость проезда для частных автокомпаний на два сома. При этом в муниципалитете признали: эта сумма все равно не покроет всех расходов водителей. "Они будут чуть больше зарабатывать, возможно, уменьшится количество желающих бросить эту работу", - добавили в управлении.

Частники тогда как раз требовали повышения тарифа до 15-16 сомов. Но сами не верили в то, что это произойдет, так как подобное увеличение, по словам директора транспортной компании "Лига" Бекболуша Матисакова, было бы слишком чувствительным для населения города.