05.03.2021 20:26
    Поделиться

    Лучшим фильмом на Берлинале впервые признано чокнутое порно

    Свершилось: жюри, состоящее из режиссеров, увенчало главным призом Берлинале "Золотой медведь" жесткое порно. Когда-то такое крутили в мусорных киношках кварталов красных фонарей, потом оно понемногу стало пробиваться в побочные программы фестивалей, и вот впервые в замочную скважину превратили главный конкурс фестиваля класса "А", а плоды наблюдения этого пип-шоу назвали лучшим фильмом. В схватке с цивилизационными табу одержана решающая победа. Теперь попробуй скажи, что порно - это порно. Нет, - ответят, потрясая "Медведем", - порно это искусство. Теперь можно будет снять в этом жанре "Анну Каренину" (как она там с Вронским, а?) или даже Ромео с Джульеттой застукать в пылу страсти. То-то публика повалит, то-то жюри возбудятся!
    Предоставлено пресс-службой Берлинского кинофестиваля

    Мне возразят: но это знаменитый румынский режиссер, и он так протестует против ханжества. В мире творятся реальные преступления, развязываются войны, накачивается милитаристский угар, подвергаются насилию дети - а тут женщина покувыркалась в постели, и такая возникает ярость масс! Фильм Раду Жуде "Неудачный секс, или Чокнутое порно" именно об этом: судят за невинный интим и не замечают кошмар вокруг.

    Нет, отвечу, не об этом. Он как раз о невинном интиме крупным планом. Для обличения ханжества совсем не обязательно ставить зрителя перед замочной скважиной - самое унизительное из положений. Но Раду Жуде снимает эту сцену долго и во всех сладострастных подробностях - как центровой номер, как выходную арию Марицы, как сенсацию. А потом подвязывает к ней остальную картину - уже сколоченную из чего придется. И эту наспех собранную солянку фестиваль называет важным достижением современного кино?

    "Серебряным медведем" награждена документальная картина "Герр Бахман и его класс" Марии Спет - своего рода мастер-класс учителя провинциальной школы, вполне заурядный, завидовать тут нечему, заимствовать нечего. Лучшим режиссером оказался венгр Денеш Надь, снявший "Естественный свет" - полнометражную ленту, у которой достоинства есть, но их едва хватит на короткий метр. Лучшей актрисой выбрана Марен Эггерт, крутившая любовь с роботом в немецком фильме "Я твой мужчина"; она хорошая артистка, но как было пройти мимо несопоставимо более сильной работы Мариам Могхаддам в иранском фильме "Баллада о белой корове"! Сильным участником, как всегда, выступил загадочный Восток: лучший сценарий обнаружен в корейском камерном фильме Хон Сан-су "Вступление", а Гран-при жюри получил триптих японца Рюсукэ Хамагути "Колесо фортуны и фантазии" - новеллы, состоящие из разговоров, но заставляющие неотрывно следить за изысканной, из полутонов сотканной вязью отношений между героями. На оба фильма наложила отпечаток пандемия: оба предельно лаконичны в изобразительных средствах, оба состоят из новелл и делают упор на диалог.

    Наконец, "Серебряный медведь" за художественный вклад достался Ибрану Асуаду - монтажеру мексиканского документального фильма "Полицейское кино". Работа профессиональная, но абсолютно рядовая, однако надо же было на безрыбье кому-то распределить этот бывший приз Альфреда Бауэра!

    Награждены в основном фильмы или скандальные, или рекордно тягомотные. Зрителя они не имеют в виду. Конечно, Берлинале подбирал то, что было, и по идее отражал невеселое состояние кино в год пандемии. Это было бы оправданием компромиссных вердиктов жюри, если бы сам фестиваль не опровергал этот тезис. Ведь он нашел, например, мощную немецкую драму "Я - Карл" Кристиана Швохова о причинах и механизме нарастания неофашизма в Европе, но почему-то показал в информационной программе, а не в конкурсе. Да и в конкурсе была "Баллада о белой корове" из Ирана - трагическая история о женщине, у которой казнили безвинного мужа, и она пытается совладать с цинизмом и равнодушием общества. Эта редкая на фестивале картина, способная перевернуть душу зрителя, почему-то не привлекла внимания взыскательных судей. Был в конкурсе и тонкой выделки грузинский фильм "Что мы видим, когда смотрим на небо" - восторженно принятая фестивальной прессой современная городская сказка в традициях Георгия Данелии, где молодой режиссер Александр Коберидзе мастерски использует все краски кино от оригинального литературного приема и фантастики до живописи и музыки как важнейшего участника действа, все это сплетая в дивный, исполненный национального колорита узор. То есть даже в этот голодный год на фестивале удалось собрать несколько жемчужин - но все они не замечены жюри.

    Для обличения ханжества совсем не обязательно ставить зрителя перед замочной скважиной

    И тут как никогда уместен вопрос: а судьи кто? Они все лауреаты "Золотых медведей". Израильтянин Надав Лапид, фильм которого "Синонимы" был примечателен тем, что его герой без особых на то оснований бегал нагишом. Румынка Адина Пинтилие и боснийка Ясмила Жбанич, картины которых "Недотрога" и "Грбавица" уже через месяц после награждения никто не вспомнит. Венгерка Ильдико Эньеди - автор фильма о любви на скотобойне "Тело и душа", награжденного, вероятно, за непостижимость хода авторской мысли. Иранец Мохаммад Расулоф находится под домашним арестом и вряд ли мог полноценно участвовать в просмотрах, обсуждениях и решениях. Поистине, чего только не случается в год пандемии!

    Лауреаты 71-го Берлинского международного кинофестиваля

    "Золотой медведь": "Неудачный секс, или чокнутое порно", реж. Раду Жуде (Румыния)

    "Серебряный медведь", приз жюри: "Герр Бахман и его класс", реж. Мария Спет

    "Серебряный медведь" лучшему режиссеру: Денеш Надь (Венгрия), "Натуральный свет"

    "Серебряный медведь" за лучшую главную роль: Марен Эггерт, "Я твой мужчина" (Германия)

    "Серебряный медведь" за лучшую роль второго плана: Лилла Кицлингер, "Лес - я вижу тебя повсюду" (Венгрия)

    "Серебряный медведь" за лучший сценарий: "Вступление" Хон Сан-су (Южная Корея)

    "Серебряный медведь" за художественный вклад: Ибран Асуад ("Полицейское кино", Мексика).

    Поделиться