Виктор Михайлович, как прошел юбилей?
Виктор Минков: Отметили в театре и отдельно с друзьями - не в театре. Путешествия, какие я люблю, сейчас невозможны. Да, вроде юбилей. Ну и что? На 50 себя не чувствую. Вчера прошел два психологических теста. В одном мне "выдали" 22 года, в другом - 28. Ну что ж такое, думаю, не повзрослел нисколько! Возраст в паспорте не сочетается с тем, на который я себя ощущаю и на который пока, видимо, нажил. Хотя как интересно: 22 и 28 - в сумме-то 50! Значит, во мне живут два человека. А это абсолютно точно: худрук то и дело спорит с директором, а директор - с худруком.
У вас режиссерское образование, были постановки в петербургском Театре эстрады, "Балтийском доме", "Приюте комедианта". Почему перестали этим заниматься?
Виктор Минков: Отвечу честно и откровенно. Я прекрасно знаю и абсолютно уверен, что есть немало режиссеров, которые поставят гораздо лучше меня - а это слава театра. А насчет двух моих руководящих должностей - тут я, как мне кажется, не самый худший, отстающий директор, не в "двоечниках".
В плане строительства театра директор побеждает худрука. А может быть и наоборот. Худрук не только ставит спектакли, ему надо подбирать репертуар, режиссеров, артистов, общаться с ними - это огромная творческая работа, которая мне безумно нравится. Поэтому дожив до 50 лет и руководя театром уже более 25 лет, я не могу сказать, кто я больше - худрук или директор.
А ведь можно и разделить обязанности - отдать кому-то должность худрука, например.
Виктор Минков: Мне кажется, что легче договориться с самим собой! Даже порой споря, прийти к какому-то компромиссу. Конечно, в этом мне помогает моя профессия - режиссер. Я ни с кем не конкурирую, не считаю, что в Петербурге у "Приюта комедианта" есть конкуренты, у нас свой путь. Когда вижу какой-то классный спектакль в другом театре, это подстегивает, заводит меня: может, пригласить этого режиссера на постановку к нам или взять это произведение в репертуар, оно подойдет нашему театру. Или вижу интересные рекламно-маркетинговые ходы у других театров - надо думать и в эту сторону!
Я всегда говорю: дело делает не один человек, а команда. Меня окружают замечательные люди - с молодыми мозгами, невероятной энергией, с приобретенным опытом - они чувствуют время гораздо лучше, чем я. А когда мы умножаем мое творческое чутье и некую программу, которую мне хочется воплотить, на ту молодую энергию и знания сегодняшнего современного мира - получается результат, который выдает "Приют комедианта". Мой стиль работы: доверять им и делегировать полномочия. Я не влезаю во многие вопросы, даю им свободу в воплощении замыслов. Главное - чтобы это работало на общую идею.
В свое время у нас был прекрасный, удивительный фестиваль "Ученики Мастера". Мы представляли в нашем театре работы молодых режиссеров, учеников Фоменко, Гинкаса, Захарова, Козлова. Премию для молодых "Прорыв" мы придумали в 2008 году, провели 11 церемоний, и она уже вышла за пределы города. Про нее знают в России. Это единственная в стране профессиональная премия, которая ежегодно отмечает режиссеров, артистов, художников и арт-менеджеров в возрасте до 35 лет. На мой взгляд, "Прорыв" должен стать молодежным аналогом "Золотой Маски": главная российская театральная премия - в Москве, молодежная - в Петербурге, культурной столице. Нигде же больше не появилось за эти годы такой премии, ни в одном театральном городе - ни в Москве, ни в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани…
У вас просто фейерверк премьер в сезоне!
Виктор Минков: И это, заметьте, несмотря на пандемию. "Русская классика" Дмитрия Волкострелова, "Это все она" Александра Созонова, "Киса" Семена Серзина. Может, пандемия сыграла неплохую роль, наложила такой отпечаток, что люди, голодные до творчества, творили как в последний раз, когда театры закрывали (завтра может ничего и не быть).
Что еще увидим у вас в этом сезоне?
Виктор Минков: Скоро начнутся репетиции мюзикла Пола Гордона "Дорогой мистер Смит", по повести Джин Вебстер "Мой длинноногий дядюшка". Автор пьесы - либреттист Джон Кейрд, знаменитый режиссер Бродвея и Вест-Энда ("Отверженные", "Дети Эдема", "Кандид"). Великолепная постановочная команда, все "золотомасочники": режиссер Алексей Франдетти, народный художник России Вячеслав Окунев, художник по свету Глеб Фильштинский. В главных ролях - лучшие исполнители мюзиклов в России: Иван Ожогин, Юлия Дякина. Будет живой оркестр. Это оригинальный мюзикл, мы первыми в России получили права на постановку. Планируем представить ее 4 июня.
Мюзикл в таком маленьком театре? Хотя помню, как удивлялась публика, когда вы задумали балеты Юрия Смекалова "Солярис", "Три товарища?" на своей небольшой сцене.
Виктор Минков: "Приют комедианта" - камерный театр в плане площади, но это очень большой театр. Сколько режиссеров у нас ставят и сколько артистов работают! 142 артиста сейчас в нашей контрактной труппе.
И еще один потрясающий режиссер, который творит чудеса - Андрей Прикотенко - будет ставить у нас "Серотонин" Мишеля Уэльбека. И это будет первой постановкой романа в России. А дальше - "Идиот" Достоевского в постановке Петра Шерешевского.
Можете назвать себя счастливым человеком, который занимается любимым делом?
Виктор Минков: Безусловно. Я всю жизнь занимаюсь тем, чем хочу. Было, скажем, рекламное агентство в свое время, и продюсерское. Когда мне что-то становится скучным, я совершенно спокойно это оставляю и иду дальше, занимаюсь тем, что мне интересно. Не боясь потерять доход, стабильность. Жизнь очень непростая вещь и, наверное, я мог бы сидеть сегодня не в этом кабинете, а в каком-то другом. Но тогда мне нужно было бы пойти на какой-то компромисс с самим собой, а я это не люблю. Уверен, что многое впереди. Мне не в чем себя упрекнуть, и это очень хорошее ощущение.