"Пусть это не такой большой шаг, как нам хотелось бы, но в пандемический год это важный результат", - оценила статистику вице-премьер Татьяна Голикова, выступая в середине февраля на церемонии открытия нового комплекса НИИ детской онкологии и гематологии в НМИЦ имени Блохина.
Это, к слову, еще один успех ушедшего тяжелого года: в Москве достроили крупнейшую в России и Европе детскую онкологическую клинику. За год она сможет принимать полторы тысячи маленьких пациентов. Еще три детских онкоцентра продолжают строить в Уфе, Краснодаре и Воронеже.
А министр здравоохранения Михаил Мурашко отметил, что во время пандемии в стране были перепрофилированы многие медорганизации и временно приостановлена диспансеризация. Но при этом не было закрыто или перепрофилировано ни одной онкологической койки. В тех случаях, когда онкологические отделения временно закрывались на карантин по эпидемическим причинам, потоки пациентов перенаправлялись в другие медучреждения.
Татьяна Голикова также сообщила, что финансовое обеспечение нацпроекта "Здравоохранение" и включенной в его структуру онкопрограммы, невзирая на экономические сложности в связи с пандемией, не изменилось. "Мы даже нарастили свои возможности, выделив на развитие медицинской помощи более 180,5 миллиарда рублей, причем финансирование в этом году будет на 20 миллиардов больше, чем в предыдущем: это и новые дневные стационары, и доступные противоопухолевые препараты, и реконструкция региональных медцентров. На развитие федеральных медицинских центров дополнительно направляется еще 12 миллиардов рублей", - пояснила вице-премьер.
Оцениваться выполнение федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" будет по целям, которые поставлены в нем и должны быть достигнуты до 2024 года: снизить смертность от новообразований, в том числе злокачественных, до 185 случаев на 100 тысяч населения (в 2019 году она составляла около 199 случаев на 100 тысяч); повысить долю выявления онкозаболевания на ранних стадиях до 60 процентов; увеличить "пятилетнюю выживаемость" (это критерий успешного лечения болезни) также до 60 процентов; снизить показатель одногодичной летальности больных раком до 17,3 процента.
Для этого в рамках федерального проекта будут продолжаться переоснащение региональных медицинских организаций, организация центров амбулаторной онкологической помощи и онкологических кабинетов, которые должны обеспечить раннюю диагностику и диспансерное наблюдение, сделав квалифицированную помощь доступной по месту жительства.
Важное обязательство - финансово обеспечить закупку современных онкопрепаратов, чтобы пациенты получали помощь в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения. Михаил Мурашко отметил, что в рамках федерального проекта по борьбе с онкозаболеваниями уже выпущено более 80 клинических рекомендаций по различным типам рака. В эти рекомендации включены наиболее современные и эффективные алгоритмы лечения. И это создало базу для выполнения одной из основных задач федерального проекта - обеспечить высокое качество лечения вне зависимости от того, в федеральной клинике оказывается помощь или на уровне региона.
С другой стороны, быстрое развитие цифровых технологий позволило врачам в этот период вести дистанционный контроль за здоровьем пациентов. А телемедицинская связь помогла организовать бесплатные онлайн-видеоконсультации специалистов федеральных и референсных центров по их лечению.
Сейчас в стране на учете по онкологическому заболеванию состоит чуть меньше 4 миллионов человек. Ежегодно онкологический диагноз впервые ставится примерно 600 тысячам. "Этот показатель имеет тенденцию к росту, но этого не надо бояться - он во многом зависит от интенсивности диагностических мероприятий. Мы стали лучше выявлять онкологические заболевания", - пояснил замдиректора НМИЦ им. Блохина Тигран Геворкян, выступая на "круглом столе", организованном РИА Новости. При этом, отметил он, увеличивается средняя продолжительность жизни онкопациентов, у большего числа отмечается длительная ремиссия или полное излечение.
"Возможности современных методов лечения, появление инновационных препаратов, а также ранняя диагностика - благодаря этому удается получить лучшие результаты, - пояснил эксперт. - Сегодня более половины онкологических больных состоят на учете 5 лет и дольше. По отдельным видам рака показатели еще лучше".
Федеральный проект по онкологии постепенно становится реальностью. Так, запланированные в нем центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) разворачиваются по всей стране. По данным Минздрава России, введено в строй уже больше половины - 230 из 420. Их задача - развернуть качественную диагностику с приближением к месту жительства и обеспечить наблюдение за пациентами.
"ЦАОПы уже показали себя в приближении онкологической помощи к людям, которые получили рекомендации по лечению в специализированных центрах, даже находясь в условиях вынужденной изоляции в рамках региона, - пояснил "РГ" главный внештатный онколог Минздрава России, генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн. - Люди получили возможность обратиться к онкологу близко и обследоваться на мощностях, которыми обладает ЦАОП. А онкологи из этих центров могут провести консультацию "врач - врач" вплоть до самого высокого уровня. Это приближение экспертного сообщества к пациенту, в чем и состоит задача таких центров".
На базе ведущих федеральных клиник создается 18 референс-центров.
Девять из них открыты в 2020 году, еще девять начнут работать в ближайшее время. Их задача - обеспечить "второе мнение" в сложных случаях и улучшить качество диагностики. Результаты гистологических, патоморфологических, лучевых методов исследования онкологи из регионов направляют в эти центры, где лучшие специалисты страны дают им экспертную оценку.
Строятся и переоснащаются новые клиники. "Мы отмечаем, что уменьшился поток пациентов в федеральные клиники. За пять последних лет региональная база для оказания высокотехнологичной помощи онкопациентам заметно улучшилась - теперь есть возможность получить качественное лечение в своем регионе", - отметил Тигран Геворкян.
В 2021 году будет полностью удовлетворена потребность в современных онкопрепаратах. Если раньше в оборот вводилось менее восьми миллионов упаковок препаратов, то сейчас рассчитанная потребность оценивается в 14 миллионов - такие данные привела вице-премьер Татьяна Голикова на одном из тематических совещаний у премьер-министра Михаила Мишустина.
"Под эту потребность все производители, дистрибьюторы представили свои планы производства и ввоза лекарств в страну. Согласно представленным данным, на 2021 год дополнительный ввод в гражданский оборот оценивается в 6,5 миллиона упаковок, что позволит полностью покрыть потребности", - заверила вице-премьер.
Качественная онкологическая помощь невозможна без подготовки онкологов. А для раннего выявления рака важно, чтобы врачи практически всех специализаций обращали внимание на признаки рака, то есть проявляли онконастороженность. За последний год благодаря процессу цифровизации - это еще один федеральный проект - в здравоохранении появилось много продуктов и программ для самообразования врачей. На базе федеральных центров, профессиональных ассоциаций и сообществ в постоянном режиме работают курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Это направление особенно активно развивалось в последний год, уже во время пандемии.
Инструментальные методы, обеспечивающие постановку диагноза у онкобольных, за последние годы также стали доступнее. В рентгенологии стали активнее применять компьютерную и магнитно-резонансную томографию, появились высокоточные позитронно-эмиссионные исследования с применением радионуклидных препаратов. Кстати, эксперты отмечают, что массовое проведение КТ-исследований легких в связи с пандемией за последний год позволило, по сути, провести скрининг и на наличие новообразований.
Онкологи подчеркивают: в основе своевременной диагностики два фактора - дисциплинированность пациента и компетентность врача любой специальности, готового при возникновении подозрений на онкологическое заболевание направить пациента на детальное обследование. Поэтому в минздраве настаивают на активизации проведения диспансеризации населения.
Михаил Мурашко, министр здравоохранения Российской Федерации:
- Онкологические заболевания трудно поддаются ранней диагностике, а это критически важно для повышения эффективности лечения. Поэтому наряду с развитием диагностических технологий крайне важна диспансеризация. Есть визуальные формы рака - их ранняя диагностика возможна при прохождении диспансеризации. Это наша задача номер один. Необходимо наверстать упущенное за время пандемии и как можно быстрее возобновить проведение диспансеризации.
Михаил Степанов, генеральный директор компании "Ирвин":
- Наша компания как фармдистрибьютор специализируется на государственных поставках онкологических препаратов практически с момента своего основания 20 лет назад. Федеральный проект по онкологии, на мой взгляд, - это то, чего не хватало с социальной точки зрения. Он позволяет обеспечивать людей необходимыми дорогостоящими препаратами, которых в свое время многие лишились из-за монетизации льгот.
На бизнесе, в силу того что 97 процентов выручки нашей компании - госзаказ, это тоже сказалось положительно. Онкология была, конечно, мощнейшим драйвером роста в 2020 году.
Безусловно, это направление мы будем развивать и в дальнейшем. У нас для этого есть все - и положительный опыт, и прямые контракты с крупнейшими производителями. Кроме того, планируем развивать партнерство с новыми российскими производствами, которые специализируются на выпуске серьезных онкологических препаратов собственной разработки, в том числе и полного цикла - когда фармацевтическая субстанция (активное вещество) производится на территории России.
Многие компании уже наладили такое производство высококачественных противоопухолевых дженериков, вложив значительные средства в организацию производственных мощностей. На наш взгляд, для них нужно расширить преференции и создать гарантированный рынок сбыта произведенной продукции. Более того, включить в правило "третий лишний" производство субстанций. В долгосрочной перспективе это приведет не только к удешевлению поставок и повышению качества лечения, но и к лекарственной безопасности государства в целом и улучшению доступа населения к современной лекарственной терапии.