Проект "Жизнь других" с Манижей единственный из России попал в Канны

Вышел трейлер нового документального фильма о режиссере-документалисте Александре Расторгуеве.

Премьера картины в Москве состоится 2 апреля. Но в трейлере Александр, интервью с которым успели взять еще до его ухода из жизни, в частности, говорит о том, что имена наших режиссеров документального кино никто не знает. Очень жаль, что он не дожил до сегодняшних дней, когда интерес к неигровому кино стремительно возрастает. И вот - свежие новости, которые могут послужить аргументами: наше кино прорывается на мировой уровень и привлекает к себе внимание.

Несколько дней назад "РГ" писала о новых планах в направлении документального кино студии 1-2-3 Production. Среди будущих картин был назван документальный проект Натальи Билан "Жизнь других". Сегодня стало известно, что он стал единственным из России в престижном Каннском форуме Digital MIPTV, который состоится онлайн с 12 по 16 апреля.

Ежегодно более 850 участников из 48 стран стремятся попасть эту в подборку самого ожидаемого и высококачественного документального контента, который увидят международные продюсеры и дистрибьюторы. Наиболее актуальные проекты, находящиеся на этапе разработки, эксклюзивно и представлены в ней. Подборка официально называется Factual&Doc Каннского международного кинорынка Digital MIPTV. И теперь там "Жизнь других" - фильм, рассказывающий о судьбе десятков женщин-эмигранток в Москве. "Главной героиней одной из серий проекта стала певица Манижа и ее мама, начавшие в чужой стране жизнь с нуля" - говорится о фильме в релизе студии, присланном в редакцию "РГ". В нем же - описание картины: "В Москве миллионы киргизок, узбечек, армянок, азербайджанок, таджичек живут в крошечных квартирах по 20 человек, работают по 16 часов в сутки продавцами на рынках, дворниками, уборщицами, нянями и курьерами, оставаясь практически невидимыми для тех, кто платит за их услуги. Национальные конфликты, обострившиеся после развала Советского Союза, и сегодня не угасают. "Жизнь других" - тщательно воссозданный портрет нескольких поколений восточных мигрантов, ярких, красивых, самоотверженных женщин, на плечах которых держится экономика нескольких стран. Официально их будто бы не существует, поэтому так важно дать им голос и сделать их видимыми".

"Почти все героини моего фильма говорили, что первое время в Москве они хотели лишь одного - стать невидимыми. Просто невидимыми - чтобы их не рассматривали, не останавливали, не грубили, - отмечает автор фильма Наталья Билан. - Потом они привыкли и пошли на компромисс: не Мадина, а Маша, не Сохибахон, а Света, не Кумарисо, а Катя, не Наджиба, а Надежда. И все эти уступки - ради того, чтобы понравиться мне, таким, как я. Людям, которые дают им работу, от которых зависит будущее их детей. Мне захотелось узнать, какие они, мигрантки. Ведь они - не просто жены таджиков, узбеков и киргизов. Мои героини - очень разные. Образованные и украденные в 15 лет из дома, дерзкие и безропотные, нежные матери и разочаровавшиеся брошенные жены. Да, не все вызывают желание жалеть и сочувствовать. Некоторых мне хотелось трясти и спрашивать, откуда такая слепая покорность судьбе и надежда на чудо. Мои героини все еще стараются быть незаметными, но уже не так испуганы. Ведь они нужны мне, нам, нашему большому городу. Поэтому их надо послушать".

Героини серий - обычные женщины: Нигина из Узбекистана прошла путь от продавца парфюмерии в ГУМе до управляющего директора крупного ресторанного холдинга, уйгурка Гулзина занимается фондом, который помогает мигрантам, Мавджуда приехала в Москву ради сына-аутиста, Рамина и Уулкан перестали носить платки и полностью изменили традиционному укладу, в котором выросли.

Наджиба, мать русско-таджикской певицы Манижи, в 1994 году бежала из Душанбе из-за травли русскоязычного населения. Недавно Манижа стала победительницей народного голосования и будет представлять Россию на "Евровидении 2021" в Роттердаме с песней Russian Woman. Но даже спустя 25 лет и несмотря на успешную карьеру - она всё равно чувствует себя двойственно: не русской, но и не таджичкой.

"Ровно год назад я поняла, что все, я никогда не буду русской, и я никогда не буду таджичкой, - говорит Манижа в своем интервью для фильма. - Так сложилась моя судьба, что, откуда я родом, я уже там себя чувствую чужой. И не в плохом смысле. Просто за счет того, как я живу здесь, меня там не особо принимают из-за культурных стереотипов. К сожалению, они есть, я не принимаю и не осуждаю их. При этом во мне все равно есть то, что оттуда. И оно никак не интегрируется здесь…"

Кстати

Кинокомпания 1-2-3 Production - напомним - открыла производство документальных фильмов в 2021 году. Сейчас на разной стадии производства находятся 10 проектов, среди которых "Город и музыка" Игоря Садреева, "Шелковый путь" Дарьи Слюсаренко, "Голубоглазый японец" Чавдара Георгиева. Часть проектов курирует сценарист и режиссер Марина Разбежкина.

Тем временем

Цикл телевизионных документальных фильмов "Золотые горы Алтая" телеканала "МИР" вышел в финал национальной премии "Хрустальный компас".

В проекте рассказывается об истории Алтайского государственного природного биосферного заповедника - особо охраняемой природной территории в Алтайских горах. "Хрустальный компас" - первая премия в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Среди организаторов премии - РГО (Русское географическое общество).