В Петербурге режиссер Ирина Евтеева отметила юбилей творческим вечером

Известный петербургский режиссер Ирина Евтеева отметила юбилей творческим вечером на киностудии "Ленфильм", представив новую картину.
Из архива Ирины Евтеевой

Именно здесь начиналась ее творческая биография: ее дед, театральный актер Федор Машкин-Федоровский, снимался у Козинцева, братьев Васильевых, Хейфица, стал одним из первых в стране "укладчиком" русского синхронного текста в зарубежных картинах, дублированных на студии в 1950-1970-е годы. Дедушка и устроил Ирину на "Ленфильм" бутафором.

А с 1989 года она сама стала снимать кино, "вросла" в ленфильмовские стены. Авторское кино, Евтеева придумывает его - пишет сценарий, она и режиссер, и художник- аниматор. Фильмы выполнены в особой технике свето-живописи, сочетающей игру актеров с живописными лессировками, эксперименты с различными киноматериалами.

- На мое счастье на "Ленфильме" в 1989 году образовалась Студия Первого и Экспериментального фильма Алексея Германа, где состоялся мой дебют ("Лошадь, скрипка… и немножко нервно"), мне поверили, и я стала снимать кино. Спасибо моим учителям, - рассказывает Ирина Евтеева. - Техника моя рождалась вместе с первой картиной. Специального мультстанка не было, и нужно было приспосабливать к особой моей съемке все, что можно было найти в цехе комбинированных съемок на "Ленфильме". В этом активное участие принимал мой муж Юрий Кравцов. Я хотела поместить "вынутое" из пленки изображение в другую среду, где оно могло существовать совершенно иначе. Человек может двигаться с одной скоростью, а пейзаж - с другой. Совмещение разных скоростей в одном кадре дает такое особое звучание. Реализма в моих фильмах нет, есть условный ряд, краски, свет, новые созвучия. Ассоциативно вплетаются в отснятое заранее изображение с актерами другое: деревья, птицы, водопады…

Новая полнометражная анимационно-игровая картина "Мелодия струнного дерева" (кинокомпания Proline Film) снята в форме дилогии. Части дополняют друг друга, хотя они и из разных миров и веков. Древний Египет и война 1914- 1915 года, сказочный лес людей-птиц и Петроград…

Первая часть - "Медлум и Лейли", по названию поэмы Велимира Хлебникова. У многих народов мира есть интерпретация трагической истории любви этих молодых людей - поэта Медлума (Меджнуна) и его возлюбленной - прекрасной Лейли, которые жили более тысячи с лишним лет назад на востоке. Она вдохновляла поэтов.

Вторая часть картины посвящена соединению прозы и поэзии Велимира Хлебникова - выдающегося представителя "Серебряного века", гения русской поэзии XX века, футуриста, "председатель земного шара". В основе - его "сверхповесть" "Ка", написанная в 1915 году. Герои - Поэт, Художник и теневые воплощения героя - Ка. По египетской мифологии Ка - это один из элементов человеческой сущности, второе "я". Герой произведения и его Ка путешествуют, с ними происходят удивительные кармические перевоплощения. "Для меня было очень важно попасть в необычный образный мир поэта, Хлебников пытался понять и примирить свою поэзию с той действительностью, которая его окружала", - поясняет автор фильма.

На вечер пришли члены большой съемочной группы: художник-постановщик Наталия Кочергина, оператор Александр Буров, продюсер и композитор Андрей Сигле, актеры…

- Каждая картина прорисовывается достаточно долго. Работа кропотливая. Лейли и Хлебников, 80 минутная картина, - это три года работы, покадровой, я рисую на стеклах. Пейзажи, которые вы там видите, я снимала, когда ездила на различные кинофестивали с фильмом "Арвентур": забиралась в горы, на водопады, бродила по побережью, камера и штатив путешествовали со мной по Египту, Индии, Казахстану, Дальнему Востоку… - поделилась со зрителями режиссер.

Из отзывов зрителей: "Интересно, необычно, сложно (но и Хлебников сложный)", "Красиво. Вам удалось изобразить фактуру поэзии".

Кстати, фильм "Мелодия струнного дерева" номинирован на кинопремию "Ника".

Прямая речь

Александр Сокуров, режиссер:

- Ирина Евтеева сегодня первый и единственный тотальный художественный Автор. Масштабы ее созидательной работы не ограничены ничем. Ее художественная воля уникальна своей деликатностью и силой одновременно. Ее отношение к кинематографу - отношения Матери и дитя. Она породила это дитя и бережно проносит его по жизни, не отпускает его, справедливо полагая, что зависть, лень и подлость манер окружения, цеха украдут его и растопчут.

Мы все должны согласиться, что Ирина Евтеева - уникум и абсолютный художник.

Необходимо показывать это произведение (фильм "Мелодия струнного дерева") всем и как можно чаще… Не стыдиться сложности, многогранности, поэтического масштаба этого произведения. Мы должны гордиться, что среди нас, рядом с нами работает Мастер такого масштаба…

Справка "РГ"

Фильмы Ирины Евтеевой: "Лошадь, скрипка… и немножко нервно", "Эликсир", "Клоун" (Гран-при "Серебряный лев Св. Марка" Венецианского кинофестиваля), "Петербург", "Вечные вариации", "Маленькие трагедии" (национальная кинопремия России "Золотой орел"), "Арвентур" ("Серебряный Георгий" Московского международного кинофестиваля и лучший азиатский фильм по версии Международной организации NETPAC).