28.03.2021 20:20
    Поделиться

    В Минэнерго озвучили комплекс мер по стабилизации цен на топливо

    Бензиновый кризис этого года произошел после относительно спокойных двух лет, когда месячный рост цен на заправках более чем на 10 копеек воспринимался как нечто из ряда вон выходящее. Сейчас у правительства в арсенале также есть все возможности не допустить серьезного повышения стоимости топлива, но сделать это без бюджетных средств не получится.
    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Тихонов

    Минэнерго уже озвучило весь комплекс мер по стабилизации цен на автозаправках в пределах инфляции и сдерживанию роста стоимости топлива в опте. Был обеспечен рост загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и плавное увеличение запасов топлива к маю этого года до 1,6 млн тонн, что исключит возможность дефицита бензина на внутреннем рынке. С марта для топливных компаний увеличены нормативы по продаже на бирже внутри России бензина (с 10 до 11% от уровня производства) и дизтоплива (с 6 до 7,5%). Но самая главная новость, что минэнерго совместно с минфином работают над корректировкой демпферного механизма в сторону увеличения выплат по нему, что в итоге должно сдержать повышение цен.

    Механизм работает в обе стороны: бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен, компенсируя их потери от ограничения экспорта, и наоборот - изымает часть доходов компаний, когда работа на внутренний рынок оказывается выгоднее.

    В этом году из-за роста цен на нефть доходность экспорта бензина выросла, а компенсация из бюджета при поставках на внутренний рынок уменьшилась. За три последних месяца стоимость бензина на бирже увеличилась более чем на 20%, а с начала года почти на 12,5%. Разница в цене тонны бензина АИ-92 в России и ее экспортной цены (экспортная альтернатива/нетбэк) с декабря в моменте выросла в 7 раз, с 1,5 тыс. рублей до 10,5 тыс. рублей. Сейчас в России тонна марки АИ-92 стоит чуть меньше 54 тыс. рублей, а ее экспортная цена находится в районе 59,5 тыс. рублей, но в моменте доходила до 63,5 тыс. рублей. Демпфер компенсировал лишь часть этой разницы.

    По оценкам ИГ "Петромаркет", благодаря увеличению демпфирующей надбавки для бензина производители смогут снизить отпускные цены на АИ-92 на 5% относительно уровня 12 марта. В свою очередь, снижение оптовых цен на АИ-92 позволит операторам мелкооптового и розничного каналов получать хоть и небольшую, но все же положительную суммарную чистую маржу около 300 руб. за тонну при текущей стоимости продукта для конечного потребителя - 44,52 руб. за литр, говорится в последнем отчете группы. В нем также подчеркивается, что переход на новые базовые цены в формуле расчета "демпфера", скорее всего, повлечет за собой ощутимое увеличение расходов федерального бюджета, считают аналитики.

    Определенные плюсы для топливного рынка России есть в некоторой коррекции вниз мировых цен на нефть. Вслед за ними падают цены на нефтепродукты в Европе.

    Цитата

    Александр Новак, заместитель председателя правительства РФ:

    "В 2021 году темпы роста цен на автомобильное топливо сохранятся в пределах инфляции."

    Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
    Поделиться