Как развиваются российско-японские экономические проекты

Торгово-экономические отношения между Россией и Японией по-прежнему имеют хорошие перспективы, несмотря на временный спад, связанный с пандемией коронавируса. "План сотрудничества" из 8 пунктов, предложенный бывшим премьер-министром Японии Синдзо Абэ в мае 2016 года и согласованный в том же году на саммите лидеров России и Японии в Сочи, продолжает действовать и при новом главе японского правительства Ёсихидэ Суге.
РИА Новости

Этот план предусматривает расширение сотрудничества в медицине, развитии городской среды, партнерстве предприятий малого и среднего бизнеса, энергетике; диверсификацию промышленной структуры России; развитие промышленности на российском Дальнем Востоке, внедрение передовых технологий, а также гуманитарные обмены.

Но японо-российские экономические проекты развиваются в самых разных областях, не ограничиваясь "Планом сотрудничества". Японская сторона склонна рассматривать все подобные планы с учетом перспективы комплексного развития. При оценке проектов Токио исходит из того, что их реализация повлечет за собой развитие в других областях.

Японо-российские экономические проекты развиваются в самых разных областях, не ограничиваясь "Планом сотрудничества"

Соответственно, появятся новые возможности для расширения партнерства. Например, создание инфраструктуры закладывает базу для перехода к логистическим, энергетическим и промышленным проектам. Причем японо-российские экономические проекты уверенно развиваются и сегодня, во время пандемии коронавируса.

Здравоохранение

В сфере медицины стоит отметить два проекта. Один из них - совместная разработка портативной системы диагностики инфекционных заболеваний, созданная японо-российской компанией "Эвотек-МирайГеномикс". В ней используется метод экспресс-диагностики SmartAmp, изобретенный в Японии. Это компактное устройство, которое помещается в двух чемоданах. Для анализа нужно всего 30 минут, причем результат отличается очень высокой точностью. Он уже используется в России и за рубежом, например в аэропортах. В мае 2020 года средства в этот проект вложил японо-российский инвестиционный фонд, учрежденный Банком Японии для международного сотрудничества и Российским фондом прямых инвестиций.

Другой совместный проект - создание японо-российского Центра превентивной медицины на базе больницы компании "РЖД" в Хабаровске.

Развитие городской среды

В этом направлении также особенно интересны два проекта. Один из них - открытие японской гостиничной сетью Okura отеля во Владивостоке. Это будет первый японский отель на территории России. Предполагается, что его появление сделает Владивосток более привлекательным для японских туристов, которые после смягчения визового режима и введения электронных виз на выходных охотно посещали до пандемии этот город, до которого всего два часа лета из Токио. Гостиницу "Окура" хотят открыть во второй половине 2021 года, чтобы успеть к началу Восточного экономического форума, который планируется в сентябре.

В Москве в декабре 2020 года открылся первый в России японский развлекательный центр Round One, в котором находятся игровые автоматы, боулинг и другие развлечения. Благодаря этому центру москвичи и гости столицы получили возможность познакомиться с новой культурой Японии.

В декабре 2020 года в Москве открылся первый в России японский развлекательный центр Round One. Фото: Предоставлено посольством Японии в РФ

К планам по развитию удобной городской среды можно отнести и сотрудничество между "Почтой России" и "Почтой Японии", которые сейчас совместно развивают возможности электронной коммерции, в том числе продажу российских товаров в Японии. Японские покупатели смогут выбрать их в интернете, а доставку организует почтовый сервис EMS. В России уже появилась возможность покупать японские товары, и если этот проект будет реализован, то жители обеих стран, не покидая родины, смогут почувствовать еще большую близость друг к другу.

Энергетика

- Это одна из главных тем сотрудничества, поскольку Япония - самый большой потребитель сжиженного природного газа в мире. Особый интерес для нее представляет проект российской компании НОВАТЭК "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове. В июне 2019 года японские компании JOGMEC и Mitsui решили принять участие в проекте. В присутствии президента РФ Путина и тогдашнего премьер-министра Японии Абэ был подписан договор, по нему японская сторона приобретает 10 процентов компании "Арктик СПГ-2".

Отдельная тема - доставка сжиженного газа с Ямала в Японию. В настоящее время прорабатываются проекты транспортировки СПГ по Северному морскому пути. Японская компания Mitsui O.S.K. Lines совместно с COSCO владеет тремя из пятнадцати танкеров повышенного ледового класса для доставки газа в рамках "Ямал СПГ". В рамках проекта "Арктик СПГ-2" был заключен регулярный фрахтовый контракт еще на три судна. Планируется, что они станут доставлять газ до перегрузочного комплекса в Бечевинской бухте на Камчатке, а там СПГ примут танкеры более низкого ледового класса, чтобы доставить в Японию. Строительство терминала - один из проектов компании НОВАТЭК.

Россия может увеличить объемы поставок СПГ в Японию и на рынки АТР.

План также включал создание в поселке Тикси, расположенном на Северном морском пути, уникальный ветродизельный комплекс (ВДК) мощностью 3900 кВт. Он был создан в партнерстве компании "РусГидро" и японской Организации по развитию новых энергетических и промышленных технологий, которая взяла на себя часть расходов. Проект реализуется на японских технологиях, с японской стороны в нем участвуют компании Komai Haltec, Takaoka Toko и Mitsu.

ВДК состоит из ветроэлектростанции мощностью 900 кВт, дизельной электростанции мощностью 3000 кВт и системы аккумулирования энергии мощностью 900 кВт. Они объединены автоматизированной системой управления производством и распределением электроэнергии. Сейчас японская сторона проводит испытания комплекса в условиях Крайнего Севера, после чего он будет безвозмездно передан Якутии. По словам посла Японии в РФ Кодзуки, ВДК повысит качество жизни в Тикси, поможет развитию СМП и станет примером внедрения зеленой энергетики.

Промышленность и сельское хозяйство

Запуск завода по производству метанола в Сковородино Амурской области, который строит российская компания "Технолизинг", намечен на 2023 год. Японская компания Marubeni Corporation уже заключила контракт на долгосрочную поставку метанол-конечной продукции этого завода. Завод в Сковородино позволит повысить добавленную стоимость за счет переработки природного газа, поэтому проект важен не только с точки зрения роста занятости, но и как способ повышения уровня обрабатывающей отрасли.

В январе 2020 года подписан меморандум о "Совместном японо-российском проекте по повышению эффективности производства сельскохозяйственной и рыбной продукции на Дальнем Востоке России" по трем направлениям, предусматривающим использование технологий и ноу-хау японских частных компаний. Это повышение производительности и увеличение экспортного потенциала сои, кукурузы и других культур; рост производства овощей за счет увеличения площадей теплиц в Якутске и других городах; а также увеличение производства и поставок рыбы и морепродуктов внутри России и за ее пределы. Сельское хозяйство обладает серьезным экспортным потенциалом. Еще в 2016 году в якутском селе Сырдах российская сторона и японская компания Hokkaido Corporation возвели уникальные круглогодичные теплицы "Саюри", в которые позволяют собирать около 400 тонн овощей в год. Их площадь каждый год увеличивается и в этом году должна составить 34 тысячи квадратных метров. Кроме того, есть планы по экспорту в Японию с Дальнего Востока пшеницы, сои, кукурузы. Также реализуется проект тепличного овощеводства в Хабаровске. Выращенные свежие и высококачественные овощи с 2017 года продаются в России.

В апреле 2018 года японская компания Prospect Co., Ltd. и российская группа компаний RFP заключили соглашение между акционерами о совместных инвестициях в предприятие, производящее 90 тысяч тонн пеллет (топливных гранул) в год. В октябре 2020 года завершено строительство завода в Амурске Хабаровского края. С весны этого года планируется начать поставки в Японию. Древесные пеллеты используются там как топливо при производстве электроэнергии из биомассы.

Круглогодичный комплекс теплиц "Саюри" в Якутии позволяетснабжать местных жителей свежими овощами даже зимой. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Транспорт и инфраструктура

Японская сторона придает большое значение экспорту инфраструктуры. В 2013 году правительство Японии разработало Стратегию инфраструктурного экспорта и создало правительственный фонд JOIN (Японская корпорация зарубежного инфраструктурного инвестирования для транспортного и городского развития), который помогает вести инфраструктурный бизнес за рубежом, в том числе в сферах транспорта и городского развития. JOIN инвестировал в проект совершенствования и управления Хабаровским международным аэропортом им. Невельского.

Проект по модернизации терминала внутренних линий включает строительство нового пассажирского здания и последующее управление аэропортом, в том числе имеющимся терминалом международных линий. Строить и управлять им станут совместно российская компания "Хабаровский аэропорт" и альянс японских компаний, куда входят "Соджиц Корпорейшн", JATCО, JOIN.

Сейчас осуществляется поддержка существующих проектов и ведется поиск новых

В конце мая 2019 года компания "РЖД", Минтранс РФ, Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии подписали меморандум об организации регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония - Россия - Европа. Пилотные перевозки по Транссибу при содействии РЖД и Минтранса Японии начались в 2018 году, а в 2020 году был отправлен первый контейнерный поезд с грузами из Японии. Причем это были не отдельные контейнеры, как раньше, а целый контейнерный состав.

Японская логистическая компания Toyo Trans также в феврале этого года начала предоставлять услугу по перевозке контейнеров со сборными грузами в Европу по Транссибирской магистрали. Регулярные рейсы отправляются по четвергам через неделю из японского порта. Груз прибывает в Познань через 22 дня. Время в пути при этом снижается примерно вдвое по сравнению с южным морским маршрутом. Японская сторона надеется, что транзит по Транссибу приведет к дальнейшему развитию экономических отношений между Японией и Россией.

Туризм

Хотя пандемия коронавируса нанесла удар по туризму, эта сфера по-прежнему обладает большим потенциалом. На российско-японской встрече на высшем уровне в январе 2019 года была поставлена цель - увеличить число взаимных поездок до 2023 года по меньшей мере до 400 тысяч человек (в 2019 году было 230 тысяч человек). Число туристов заметно выросло благодаря смягчению визового режима с 2016 года. У японцев особенный интерес вызывает Владивосток, как "наиболее близкий к Японии европейский город". За 2016-2019 годы число японцев, посетивших Приморье, выросло в четыре раза. А весной 2020 года японские авиаперевозчики JAL и ANA начали эксплуатацию рейсов между Владивостоком и аэропортом Нарита. Но из-за пандемии сейчас они временно не совершаются.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Константин Волков