По образцу Образцова
Одним из первых профессиональных художников, приехавших в Пишпек (ныне Бишкек), был Владимир Образцов. Он перебрался сюда из Ташкента в июне 1920 года, а уже в середине июля организовал небольшую мастерскую, которая проработала до марта 1922-го. Это было время, когда все пролетарские силы были брошены не только на ликвидацию безграмотности, но и на поиск талантливой молодежи из числа местного населения.
Трудился Владимир Витальевич много. Кроме основной работы в Киргизском госиздательстве, он до глубокой ночи давал уроки рисования молодым дарованиям. В архиве хранится ходатайство руководства издательства с просьбой "предоставить художнику возможность пользоваться электроэнергией в поздние часы в связи с перегруженностью".
Как утверждает профессор Киргизско-Российского Славянского университета Валентина Воропаева, Образцов стал одним из зачинателей местной изобразительной школы. В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века он развернул большую организаторскую деятельность, которая вскоре принесла свои плоды.
"1930-е годы в республике - целая эпоха создания и открытия высших и средних учебных заведений, музеев, библиотек, культурных центров, театрально-музыкальных и художественных учебных заведений, - пишет Валентина Воропаева в своей книге "Русские подвижники в истории культуры Киргизстана". - Одним словом, как принято считать, в стране происходила культурная революция. В 1930 году театрально-музыкальный и художественный техникум в столице республики набрал первых своих учеников. Новое изоотделение при нем стало кузницей национальных кадров - художников-газетчиков, книжных иллюстраторов и художников-декораторов. И здесь Владимир Витальевич в качестве заведующего учебной частью и художественным отделением проводил занятия по живописи и основам скульптуры. Художники работали настолько активно, что возникла необходимость в организации и проведении первых художественных выставок".
Воспитанники "Гнезда Образцова" выдержали творческий экзамен. Организация ежегодных отчетных выставок стала традицией в педагогическом учебном заведении, и Владимир Витальевич был неизменным их организатором и участником.
Талант "панфиловца"
Другим отцом-основателем киргизского изобразительного искусства можно назвать Федора Михайловича Стукошина. Он написал множество прекрасных картин и воспитал целую плеяду талантливых художников Киргизии.
Родился Стукошин в деревне Корсики Смоленской области в крестьянской семье. Рисовать любил с детства, но родители надеялись, что сын изберет для себя более практичную профессию. В 1923 году семья переехала в Омск. Наперекор воле родителей Федор поступил в художественно-педагогический колледж, на отделение живописи. По его окончании работал в местном театре художником-оформителем.
В 1938 году его призвали в ряды Красной армии. После службы в 1940 году он приехал в Киргизию. Горная страна очаровала художника, и он решил остаться здесь. Позже во Фрунзе перебралась и его семья. Воодушевленный красотой природы горной республики и переменами, которые здесь происходили, он начинает работать над несколькими картинами. Закончить их помешала война.
Служить Федору Стукошину пришлось в легендарной Панфиловской дивизии. Он участвовал в битве за Москву и за боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После победы Стукошин вернулся во Фрунзе и взялся за кисти. Герои его картин - обычные люди, тем не менее полотна "Сказитель", "Путейцы", "На току", "Свекловичницы", "Город строится", "Ветераны" вошли в золотой фонд киргизского искусства.
В 1952 году Стукошин решил попробовать себя в роли педагога и начал преподавать в художественном училище имени Фрунзе (ныне Киргизский государственный художественный колледж имени Чуйкова). Он дал путевку в жизнь многим известным мастерам. Среди его учеников - Теодор Герцен, чьи иллюстрации к известному эпосу "Манас" признаны одними из лучших, известные живописец Аман Асранкулов и киноактер Сулейменкул Чоиморов.
В 1974 году к 60-летию Стукошина министерство культуры республики подготовило представление о присвоении ему звания "Народный художник Киргизской СССР", но получить его мастер не успел. Он скончался, едва отметив юбилей. Тем не менее Федор Стукошин по праву признан одним из лучших художников Советского Союза послевоенного времени.
В 2021 году депутаты киргизского парламента решили исправить историческую несправедливость и предложили посмертно присвоить знаменитому мастеру высокое звание народного художника. А в феврале Российский центр науки и культуры в Бишкеке провел выставку его картин.
Федор Михайлович оставил после себя богатое творческое наследие во всех жанрах живописи. Общий реестр его работ насчитывает более двух с половиной тысяч произведений, 61 из которых находится в собрании и постоянной экспозиции Киргизского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Много работ художника хранится в музеях, галереях и частных коллекциях по всему миру.
Кисти Чуйкова
Рассказ о становлении художественной школы Киргизии был бы неполным без упоминания Семена Чуйкова. Он родился в Пишкеке. Отец работал писарем, а мама - прачкой в больнице. После школы родители определили мальчика в духовную семинарию в городе Верный (ныне Алматы). Здесь и обратили внимание на самобытный талант мальчика и по окончании учебного заведения направили его совершенствовать свое мастерство в художественную школу в Ташкент. Потом была Москва, обучение в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
В Киргизию Чуйков возвратился в 1930-х годах и с энтузиазмом взялся за создание первого художественного музея, для которого ему удалось получить десятки произведений известных русских и советских художников. В 1934-м при его активном содействии организован Союз художников Киргизстана, а год спустя открывается первая студия, на базе которой в 1939-м образовано художественное училище.
Чуйков добился известности в первую очередь "киргизской колхозной сюитой" - циклом, поэтически отображающим черты природы и быта горного края.
Кстати
На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова - "Дочь Советской Киргизии" и "Дочь чабана" - удостоились золотой медали.
Таир Беков, заслуженный художник КР:
- Переоценить роль русской школы живописи для киргизской невозможно. Я сам себя считаю советским художником и горжусь тем, что учился у российских мастеров. Они показали мне, как вкладывать в картины душу, жить ими, чтобы работы не просто нравились людям, а зарождали в их сердцах прекрасное. Этому я теперь учу и своих студентов. Каждое движение кисти на холсте должно быть пропущено через себя, свои чувства, переживания.
Из газеты "Советская Киргизия" от 29 июня 1928 года
"Под опытным руководством художника В.В. Образцова, нашедшего правильные пути преподавания, мы видим крупные достижения. Заключаются они в том, что киргиз, помимо своего орнамента, стал рисовать природу, быт и т.д., заинтересовался изобразительным искусством настолько, что ему мало школьного материала и времени, на собственные деньги он покупает краски, дабы в свободное от занятий время писать окружающую его обстановку".