Главной задачей своей работы на новом посту Александр Аузан считает модерацию взаимодействия представителей различных креативных индустрий, профессий и организаций: "Мне как институциональному экономисту проще понять и представить общую картину развития креативных индустрий. Прорыва пока нет. Но происходят изменения в головах. Я вижу несомненное внимание властей к тому, что сейчас происходит вокруг стратегии развития креативных индустрий. Возникла надежда, что, может быть, Россия покажет и экономическую динамику, и социальную результативность, и создаст то, чем мы сможем гордиться в окружающем мире. Но это совсем начальные шаги".
Решить эту задачу призвана Конвенция - документ, который под руководством ученого подготовят на основе серии исследований роли креативного сегмента в российской экономике. Смысл в том, чтобы описать креативные индустрии не в качестве "видов экономической деятельности", а как сердцевину любой отрасли, залога ее роста. Исследователи рассчитывают показать, как креативность в недвижимости, IT, общепите и прочих отраслях влияет на их развитие, какую роль в росте рынка недвижимости играет архитектура, а в росте информационно-коммуникационных технологий - разработка и др.
Документ распределит роли власти и самих креативных индустрий в развитии сектора. "Конвенция должна четко формулировать зону ответственности каждого игрока. Например, в случае анимации: кто производит и транслирует контент, за что отвечают власть, авторы, разработчики, ретрансляторы", - отметил председатель правления. Он подчеркнул, что положения Конвенции должны основываться на исследованиях, опираться на осмысление международного опыта и итоги профессиональных дискуссий.
Экономист предложил создать на базе ФКИ проектный офис, который мог бы сформулировать технические задания на такие исследования и распределять их между исполнителями, причем в числе последних должен быть не только экономический факультет МГУ, но и другие экспертные центры. По его словам, эта работа должна способствовать тому, что значение креативных индустрий станет понятно юридическому, финансовому, экономическому сообществам: "Креативные индустрии - наш шанс совершить глобальный скачок, опираясь на человеческий капитал. Не на денежный, а на человеческий. Но для этого нужно сделать одну непростую вещь - создать экосистему, которая будет комфортной для творческих людей, позволит фиксировать результаты их деятельности в виде интеллектуальной собственности и тем самым вводить их в экономический оборот, создавая условия для их продвижения в мире".
По словам ученого, в ближайшее время Федерации целесообразно организовать серию дискуссий и онлайн-лекторий, а также заявить о себе на крупнейших экономических конференциях, таких как Петербургский международный экономический форум: "У нас есть избыток высококачественного человеческого капитала, который не находит достойного применения в современной российской экономике. Ему и надо открыть институциональные пути в креативные индустрии".
Фактически экономический факультет МГУ должен стать одним из ключевых интеллектуальных доноров Федерации. Эту задачу, среди прочих, предстоит решить новому председателю правления ФКИ.
Александр Аузан - декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, доктор экономических наук. Входит в советы директоров ПАО "Северсталь", АО "РВК", ООО "ВЭБ Инновации". Возглавляет Общественный совет при Министерстве экономического развития. Сторонник институциональной теории в экономике, согласно которой экономические процессы тесно взаимосвязаны с социальными, политическими, культурными, религиозными аспектами жизни общества. Если либеральные экономисты ориентируются на модель "человека экономического", то есть рационального индивида, движимого интересами, то для институционализма в центре экономики - человек, укорененный в конкретном культурно-историческом контексте. Александр Аузан последовательно выступает за развитие человеческого капитала, модернизацию и поддержку креативных индустрий как инструменты экономического роста.
Федерация креативных индустрий нацелена на содействие развитию креативных индустрий как важного сегмента экономики России и драйвера повышения качества жизни. Среди задач, в решении которых будет участвовать Федерация, - расширение диалога креативных индустрий с государством, оказание системной поддержки всем субъектам рынка, определяющим развитие креативного сегмента, анализ и популяризация лучших практик взаимодействия с представителями бизнес-среды и государственными структурами.
В состав Федерации креативных индустрий входят более 20 организаций, в числе которых - профессиональные ассоциации, творческие союзы, исследовательские и консалтинговые центры, компании креативного бизнеса.
Среди участников Федерации - Ассоциация союзов писателей и издателей России, Институт национальных проектов, Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциация анимационного кино России, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР), Союз композиторов и другие объединения творческих профессий и креативных направлений бизнеса.
Участники Федерации убеждены, что сегодня креативные индустрии - одни из самых перспективных и динамично растущих. В России они обладают значительным потенциалом, но в то же время нуждаются в стимулирующих мерах: при благоприятных условиях вклад креативного сегмента в национальную экономику может быть значительно выше, чем сегодня.