Пьеса Островского - из хрестоматийных. Режиссер заново перечитал драму о "темном царстве" - открылся ее пророческий смысл. Словно автор знал, что Россия будет снова и снова проваливаться обратно в мир Феклуш и богомольных Барынь, Салтычих и новых Кулигиных, которых нужно винтить, чтоб мозги не распускали. При всех наших смартфонах и айпадах все в пьесе в наш век уложилось без зазоров: те же нравы, навыки и предрассудки, та же всеохватная ложь. Кабаниха теперь хозяйка ресторации. С наклеенной улыбкой закоренелого садиста она не расстанется, и даже пилить невестку будет, профессионально ощерившись (Виктория Толстоганова). Тихон, ее безвольный сын, - в том ресторане охранник (Василий Буткевич). Дикой (Алексей Макаров) стал мэром городка - сладко жмурится телекамерам. Барыня теперь депутатша Александра Барыня, пугает народ божьими карами и предвыборными плакатами "Ешь, молись и почитай старших" (Алиса Хазанова); ее сопровождают два амбала, ряженных казаками. Странница Феклуша дослужилась до гастролирующей звезды телешоу "Битва экстрасенсов" (Мария Шалаева), изобретатель вечного двигателя Кулигин (Иван Макаревич) докатился до рэпа и зеленых человечков с летающей тарелки, не уважает Оксимирона, но приветствует Ломоносова.
И удивительное дело: речевые обороты времен Островского отдают не архаикой, а сегодняшней улицей. Девайсы и селфи уживаются с воплями о геенне огненной, электронный браслет надевают на Катю Кабанову, чтобы блудница не гуляла, а танцующие пришельцы гармонируют со странами, где люди с песьими головами. Все выглядит органичным, потому что в этой чертовой смеси достижений закордонных наук с родимыми верованиями мы и живем теперь. И депутатши в телевизоре толкают речи прямиком из Островского, словно и впрямь учили "Грозу" наизусть.
При всем драматургическом озорстве и отсутствии звериной серьезности это горький фильм, калейдоскоп смыслов которого невозможно вербализировать. Это картина эмоций. Ее чувственная логика выдержана в точном соответствии с истиной: застрявшая в безвременье драма повторяется как зловещий фарс. Ее композиции то ироничны, то символичны, то гротескны, то театральны, но всегда обусловлены живым чувством. Технический прогресс припудрил застарелые язвы, в ночи темного царства светятся мобильники и колесо обозрения, но на душе светлее не делается.
А что же, по Добролюбову, "луч света"? Прекрасная Любовь Аксенова поднимается до трагизма, но свет души Катерины даже и в пьесе выглядит абстрактным, оторванным от любой реальности - и "той", и "этой". Поэтому гибель героини режиссер аранжирует поэтически сильно: прощаясь с темным царством, она не бросается с обрыва, а тает в речной дымке как мираж, привидевшийся и нам, и самому драматургу.
Большая восьмерка. Режиссер Иван Соснин. В ролях Игорь Кожевин, Катерина Шпица. 21 мин.
История о том, как местные власти готовятся к международному форуму, ждут высоких гостей, город должен быть вылизан до блеска. И чтобы ни-ни! И бродячих собак, которые портят облик, приказано отстрелять. Герой, дорожный рабочий, находит свой способ сберечь братьев наших меньших от смерти. Вечный вопрос искусства: решая наши неразрешимые проблемы по втиранию очков начальству, как остаться людьми? Вот и в песне поется: самая тяжелая работа - любить кого-то... Может, эта история, в которую так трудно и так хочется поверить, пробудит в нашем сердце нечто позитивное? Для того и снято.
Уральский режиссер Иван Соснин не впервые выступает в программах "Дубль дв@" с фильмами, которые пытаются вернуть нашей жизни человеческий облик, и потому неизменно находят живой отклик. В прошлом году это было "Интервью", получившее "Золотого орла", теперь - "Большая восьмерка". В режиссуре Соснин самоучка: перед самым выпуском бросил металлургический факультет университета и ринулся в свободное плаванье по волнам кино. Студия Red Pepper Film, где он креативный директор, снимает документальные фильмы, игровые короткометражки, клипы, рекламные ролики. В его фильмах перед нами проходит нестоличная Россия, и, как всех сухопутных по рождению людей, его явно тянет к морю. Близкие ему режиссеры - Андрей Звягинцев, Ксавье Долан, Дэмьен Шазелл. Он человек действия, живет и работает в Екатеринбурге, не собирается оттуда уезжать, считает, что в нашем кино не хватает позитивных эмоций и обещает делать фильмы светлые.
Такое бывает: в погоне за призрачным шедевром художник становится злым демоном, им управляет уже не стремление создать красоту, а ощущение безграничной власти над моделью, одержимость собственной гениальностью. Для него стираются грани нравственных канонов, и в его работах видны болезненные фантазии вырвавшегося наружу порока...
Инна Алексеевна
Для первого фильма конкурса "короткого метра" трудно представить себе фильм лучше - накал страсти и музыка обрушились на нас и задали планку. Миронов как актер и как автор сценария - в соавторстве с Петром Дрангой - взяли высокую ноту! Прекрасное начало! Поставила 9, не знаю, что будет выше... ждем!
Елена Васильева