Клим, вы в детстве мечтали стать космонавтом?
Клим Шипенко: Да. Правда, мечтал. У меня была книга - Энциклопедия о вселенной и космосе, и я ее изучал еще в первом классе.
12 апреля - 60 лет со дня полета первого человека в космос, как будете отмечать эту дату?
Клим Шипенко: Я должен быть в эти дни в Калуге на первом фестивале космических фильмов "Циолковский". Президент фестиваля Игорь Угольников. Председатель жюри - американский кинорежиссер, продюсер и актер Роджер Корман. Думаю, что "Циолковский" будет каждый год собирать со всего мира фильмы на космическую тематику. Фильмы про космос сложно снимать лишь тогда, когда имеешь дело непосредственно с невесомостью. А если нет, то это же может быть, например, картина о мальчишке, который мечтает полететь в космос. Мне кажется, за год наберется программа фильмов в этом жанре. Крупные блокбастеры появляются редко, но выходят документальные ленты и сериалы, художественные сериалы. Например, я недавно смотрел сериалы о космосе и с Шоном Пенном, и с Хилари Суонк.
Как вы считаете, почему фильмы о космосе вызывают такой интерес? И какие из них ваши любимые?
Клим Шипенко: Космос - это что-то таинственное, загадочное, о чем мы думаем, многого не знаем, строим догадки, предположения. Можно фантазировать, сколько угодно. Космос будоражит сознание кинематографистов довольно давно.
Среди моих любимых фильмов - "Гравитация" Альфонсо Куарона. Считаю, что он продвинул жанр космического кино на небывалую высоту, которую в Голливуде, с их техническими возможностями, пока не превзошли, хотя фильм и вышел лет пять назад. Я - большой поклонник "Гравитации", и, когда снимал "Салют-7", старался, чтобы техническая сторона космоса не опускала планку, заданную в этом фильме. Многим зрителям показалось, что вроде и не хуже, они не почувствовали качественной разницы, однако я знаю, что она есть. Люблю фильм "Интерстеллар" Кристофера Нолана. А в детстве мне очень нравилась "Москва - Кассиопея". Я этот фильм пересматривал каждый раз, когда его показывали по ТВ. И до сих пор кадры из него "сидят" в моей голове, хотя с той поры я его и не смотрел.
Космические фильмы делятся на реалистичные, те, которые имеют дело с космосом как с враждебной средой, в которой нужно выживать. Примеры - "Гравитация", "Аполлон-13", "Салют-7". В них космос - опасная штука, и с ним лучше не играть. А есть такие картины, как "Космическая Одиссея" Стэнли Кубрика, "Интерстеллар"... Космос в них что-то таинственное, загадочное, и авторы представляют нам некоторые теории о нем в какой-то нарративной сюжетной структуре.
В "Салюте-7" действительно красивые космические съемки. А как режиссеру не повториться, когда он снимает фильм о космосе?
Клим Шипенко: Очень сложно не повторяться в том случае, когда работаешь с реалистичным космосом - то есть без пришельцев и других галактик. Чтобы не уйти в фантастику, ты одной ногой стоишь в реальности. А в ней - достаточно стандартный набор чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти, и в целом ты так или иначе их "перетасовываешь" и пытаешься преподнести зрителям. Мы думали про это, когда писали сценарий "Салюта-7" с Бакуром Бакурадзе, Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым. А потом на съемках я старался придумать, как эти ситуации показывать, чтобы не повторять ту же "Гравитацию" и "Аполлон-13", в котором, как и в "Салюте-7", большая часть действия происходит в ЦУПе. Во всех жанрах есть фильмы, которые задают правила. Ты ими восхищаешься, ориентируешься на них и пытаешься превзойти, снимая по-другому похожие сцены. И космические картины - не исключение. Это называется работа режиссера над решением картины - серьезная задача, с которой сложно справиться. Но мне такие задачи всегда нравились.
Как готовитесь к полету в космос на съемки фильма "Вызов" физически и морально? Пересматриваете фильмы с Томом Крузом, который будет сниматься в космической картине Илона Маска? Читаете книжки о космосе? Пытаетесь подключить кого-то из команды "Салюта-7" к новому проекту? Встречаетесь с космонавтами?
Клим Шипенко: Делаю все вами названное, кроме того, что не пересматриваю фильмы с Томом Крузом. Людей из команды "Салют-7" я подключаю. Над сценарием также работает Бакур Бакурадзе - мы с ним придумали идею и сейчас ее расписываем. У нас получился хороший тандем, несмотря на то, что мы - разные. Мы с Бакуром много изучили в космической сфере - ее с нахрапу не возьмешь. Нужно время для исследований, чтобы погрузиться в эту огромную область с массой технических нюансов, которые если не знаешь, не можешь начать писать сцену сценария. Также из той команды с нами будут работать исполнительный продюсер Наталья Смирнова и Сергей Астахов - наш гений инженерно-операторского искусства.
Этот фильм для вас - вызов?
Клим Шипенко: Конечно! Вообще каждый фильм - это вызов. А здесь - во много раз больше, поэтому мы и подумали, а почему бы так не назвать? И по истории там - вызов. Сюжет отражает название.
Для меня всегда было загадкой, как режиссер может работать сразу над несколькими проектами? Фильм "Декабрь" - тоже огромная работа. Это же очень большая нагрузка.
Клим Шипенко: Безусловно. Но вот я закончил съемки фильма "Декабрь", и мне выделили две недели на отдых. Вернусь - буду монтировать "Декабрь" и параллельно готовиться к съемкам "Вызова". Для меня это нормально. Мне кажется, есть в этом мире нагрузки и потяжелее. В целом продюсеры создают комфортные условия существования. Максимально учитывают, что я параллельно готовлю один проект и делаю постпродакшен другого. У меня просто есть желание столько всего снять, а так мало времени, что кажется, если я не буду этого делать, то ничего не успею.
На вас обрушились с критикой, когда стало известно, что в фильме "Декабрь" Сергея Есенина будет играть Александр Петров. Почему он?
Клим Шипенко: Петров на сегодняшний день отвечает всем параметрам, которым должен отвечать актер, чтобы сыграть эту роль в моем видении. Вот и все! Мы же не живем в бесконечном кинематографическом пространстве, не выбираем из актеров тех, которые были 20 или 30 лет назад. Мы - здесь и сейчас, и у нас есть эти актеры. И это - данность. Когда я придумал проект, у меня не было в голове Саши Петрова. Прошло время. Мы сделали с ним фильм "Текст". А когда подтвердилось, что "Декабрь" будет, то мы с ним провели пробы, посмотрели, подумали... И поняли, что это можно круто сделать в нашем с ним тандеме, который уже сложился. Мы поняли, как нам развиваться дальше. А что критика? В каком проекте сегодня не объяви, что будет играть Петров - все равно критика будет. Я вообще удивлен, почему все так к Петрову привязались? Брэд Питт, например, много снимается. Никого это сильно не злит.
Если бы вы встретились с самим Есениным, что бы ему сказали? Как провели бы время?
Клим Шипенко: А сколько времени?
Пусть будет день.
Клим Шипенко: Я бы с ним погулял по Москве. Посидел бы в пивной, выпил пива. Поговорил бы обо всем. За день на самом деле можно много о чем поговорить - я бы страстно его расспрашивал о многих вещах.
Какое у вас любимое стихотворение Есенина?
Клим Шипенко: Много любимых. Последнее стихотворение мне у него очень нравится - трогательное. Одного какого-то нет. У меня поэты, как музыкальные группы. Под настроение стихи есть, как и песни. Есть радостные и грустные, меланхолические и размышляющие. Стихи - это же эмоции. Нельзя же все время испытывать одну грустную эмоцию: "До свиданья, друг мой, до свиданья...".
А вы могли бы подраться с Есениным?
Клим Шипенко: Я мог бы подраться с кем угодно, если возникнет такая ситуация.
Мне кажется, что за свою карьеру вы в плане творческом очень изменились - если взять ваши ранние фильме и последующие. Вы сами почувствовали, как перешли на другой уровень режиссуры?
Клим Шипенко: Нет. Я почувствовал, что стал опытнее, что мне больше доверяют - продюсеры, актеры, съемочная группа. Я чувствую внимание. Но каждый фильм - как в первый раз. Я не ощущаю себя ни на каплю мастеровитее, если можно так выразиться. Каждый раз, как будто я никогда не снимал - у меня полное ощущение, что ничего не получится. И такие страхи посещают меня во время съемок каждого фильма, и последнего в том числе - "Декабрь" имеется в виду. Нет ощущения, что я стал уверенным в себе режиссером.
Когда у вас страхи или творческий кризис - как выходите?
Клим Шипенко: Это для меня разные понятия. Творческий кризис - это когда не знаешь, что делать, что снимать и нет никаких идей. Такого я никогда не испытывал. А страхи... Я верю в свою интуицию. Я вспоминаю, что зачем-то хотел это снимать, и мне нравилось, и есть мысли, почему хочу это делать, и чувства, которые стремлюсь выразить. И я говорю себе, что надо им доверять, потому что каждый фильм - это чудо. Начиная с первого съемочного дня. И думаю, что раз это происходит, значит кому-то нужно. И собираюсь с мыслями. Мне помогает то, что у меня есть план съемок. Я знаю, как хочу снять практически каждую сцену. И говорю себе, мол, начну вот с этой задумки, и втягиваюсь в процесс, забывая о том, что мешало.
Как в наше время режиссеру не превратиться в "обслуживающий персонаж", оставаться самим собой, думающим человеком, настаивающим на своих решениях - тем более в дорогостоящих проектах?
Клим Шипенко: Это сложно. Тем более что давят многие факторы. И во все времена в киноиндустрии такие всегда присутствовали. Мы же понимаем, что в голливудской студийной системе тоже у режиссеров нет полной свободы. Но так или иначе, какой-то кадр, сцена, момент... Режиссер их, что называется, "просовывает", и таким образом этот фильм становится уникальнее, чем другой. Это как замкнутый круг. Ты безусловно обслуживаешь, потому что каждый фильм - это огромные деньги, продюсеры хотят их вернуть, а еще лучше - приумножить. Ты понимаешь, что в целом это - шоу-бизнес, а не арт - искусство в чистом виде. Я все это осознаю, но пытаюсь привнести свои мысли, визуальные решения в каждую работу. Это может быть рискованно, порой небезопасно.
Но я позволяю себе рисковать - где-то больше, где-то меньше. Мне кажется, так было и в Советском Союзе. Сейчас цензура денег и продюсеров, тогда была - идеологическая. Я не скажу сейчас что-то новое, но ограничения часто работают на пользу. Они заставляют режиссера выкручиваться. И тогда включается дополнительная креативность и придумываются нестандартные решения. Наверное, если бы у меня была полная свобода, если бы мне сказали - снимай, сколько хочешь, дадим, сколько просишь, меня бы это расслабило, и не факт, что фильмы были бы лучше, чем они получаются.
Ограничения создают кино. Те, которые были у меня на фильме "Текст", в итоге вызвали стилистику, в которой он снят. Если бы у меня был безлимитный бюджет, я бы перекрыл метро, поезда ходили бы по моей команде, люди двигались, когда мне надо, не факт, что все бы вышло, как надо. А некая спонтанность и документальность добавила тот нерв, который там есть. Стилистика родилась из-за того, что я предложил снять дешево. Это было после "Холопа" и "Салюта-7", где были большие бюджеты. А тут я сказал: "Давайте себя ограничим и не будем "гулять по буфету". Каждый фильм - сгусток энергии. У него есть судьба, душа, он, как ребенок. Он притягивает к себе необходимые элементы - я в это верю. В каждом фильме все - индивидуально. Я много планирую, но потом и часто переделываю на площадке. Включаю спонтанность. План есть, но нужна и импровизация.
Вы сказали, что у вас много идей. Что будете снимать потом? Какой фильм, сериал - ваша мечта?
Клим Шипенко: У меня все расписано уже на три года вперед. Но ломаю голову, и это сложная задача - как экранизировать "Евгения Онегина". Пока не придумал.