В чем секрет московских школьников? Научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко назвал несколько факторов. Во-первых, дистанционное обучение открыло для мотивированных ребят новые возможности, появились новые ресурсы для подготовки. "В Москве давно шла активная работа в онлайне: были и отдельные онлайн-курсы и дистанционное проведение олимпиад, опубликована обширная база задач, удалось оперативно перестроить работу по развитию таланта на удаленную форму", - отметил он. А год назад для всех желающих попробовать свои силы в удаленном формате впервые прошел специальный пригласительный этап Всероссийской олимпиады. Школьный и муниципальный этапы ВсОШ в этом году также проходили онлайн, а значит, участвовать в них было проще и комфортнее.
"Когда у ребенка все хорошо складывается с каким-то предметом, он, как правило, развивается в этой области, возможно, даже выигрывает олимпиаду, поступает в профильный вуз. Но может оказаться так, что в какой-то другой области он даже более талантлив, и эта область ему ближе и интереснее, просто он еще в нее не погружался. Олимпиада помогает человеку попробовать себя в новой сфере. Благодаря тому, что в этом году в школьном и муниципальном этапе чисто технически стало проще участвовать, выбор у ребят расширился, они пробовали самые разные предметы. В результате кто-то дошел до региона, а кто-то сейчас на заключительном этапе", - рассказал Иван Ященко.
А вот реальные истории учеников-победителей 2021 года.
Полина Екимова, (10 класс, школа Центра педагогического мастерства), выиграла финальный этап ВсОШ по французскому языку. До пятого класса она училась во французской школе, но после перешла в другую, где французского не было совсем, а больше внимания уделялось биологии и химии. Она продолжила заниматься языком сама и показала самые высокие результаты.
"Я никогда не воспринимала французский как предмет, не думала о том, что нужно заниматься теорией, специально учить правила, - рассказала Полина. - Мне всегда нравилось читать французскую классику - недавно, например, я закончила "Королеву Марго" Дюма, - я просто получаю от этого удовольствие, выписываю красивые выражения, потом заучиваю их, пытаюсь использовать в повседневной жизни". Кроме того, Полина прорешивала варианты прошлых лет на время, читала французские новости и писала сочинения на выбранные темы. Также она много путешествовала по Франции, ездила в лингвистические лагеря, что тоже очень помогло. В будущем Полина мечтает совместить свою любовь к французскому с изучением биологии и заняться нейролингвистикой.
Призера финала ВсОШ по экономике Ивана Патрашева - ученика 10 класса школы №1514 - в олимпиадное движение "посвятили" старшие товарищи: "Когда я учился в восьмом классе, к нам в школу пришли выпускники, которые получили дипломы олимпиады в прошлые годы. Они и рассказали нам об олимпиаде, какое-то время даже проводили факультатив. Я начал заниматься с преподавателем, несколько раз был на выездных школах, - перечисляет Иван. - Нужно поработать над внимательностью, потому что иногда я допускаю очень обидные ошибки. В следующем году надеюсь на победителя, возможно, даже абсолютного. Кроме того, стоит потратить больше времени на качественные задачи - в этом году у нас была всего одна такая, и за нее у меня 4 балла из 12". После одиннадцатого класса парень хочет поступать на совместную программу Высшей школы экономики и Российской экономической школы.
В апреле пройдут финалы Всероссийской олимпиады школьников по 18 предметам. Среди них информатика, экология, русский язык.