06.04.2021 21:06
    Поделиться

    Психиатр Бухановская: Мы открыли ящик Пандоры, решив, что человеку можно все

    Психиатр Ольга Бухановская: Мы открыли ящик Пандоры, решив, что человеку можно все
    В марте на видеосервисе Okko вышли первые эпизоды сериала Сарика Андреасяна "Чикатило" с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Это основанная на реальных событиях история опасного маньяка, на протяжении почти 12 лет совершившего более 50 жестоких убийств женщин и детей, в основном на территории Ростовской области. В реальности найти преступника следователям помог врач-психиатр, доктор наук Александр Бухановский, составивший психологический портрет маньяка, впоследствии его работа легла в основу нового направления судебной психиатрии. Корреспондент "РГ" встретилась с его дочерью Ольгой Бухановской.
    Ольга Бухановская: Папа очень боялся за меня — и это была одна из причин, по которой он взялся за дело "Лесополоса". Фото: из личного архива Ольги Бухановской

    Ольга Александровна, вы успели посмотреть начало сериала?

    Ольга Бухановская: Я не собиралась этого делать, но меня попросили журналисты, я посмотрела одну серию. Возможно, у меня изначально было предвзятое отношение - мне не понравилось. Мне не нравится, что в центре - этот "герой", что это фильм о преступнике и внимание зрителя приковано к нему. А ростовские следователи выглядят какими-то недалекими людьми, чуть ли не дегенератами. Это неправда.

    Создатели сериала обращались к вам за консультациями? Это кажется логичным - ваш отец сыграл одну из ключевых ролей в поиске, поимке и получении признательных показаний Андрея Чикатило.

    Ольга Бухановская: Создатели этого сериала - нет, не обращались. Вообще, за 2019-2020 годы в нашу семью обращались три группы сценаристов. Две из них планировали сделать фильм, в котором прототипом главного героя был бы мой папа, а его антиподом - этот маньяк. Идея развития не получила, хотя это, наверное, могло быть интересно.

    Один из персонажей сериала - старший научный сотрудник НИИ МВД СССР, капитан Виталий Витвицкий. Похоже, именно ему предстоит "разрабатывать" тему психического нездоровья маньяка - как в реальности это делал ваш отец...

    Ольга Бухановская: Не знаю, возможно. Но он тоже показан каким-то странноватым, я бы даже сказала, дурковатым. Вообще, акценты в фильме расставлены очень странно.

    Что происходило на самом деле? Что лично вы запомнили из всей этой истории, как это было лично для вас?

    Ольга Бухановская: Когда был суд над Чикатило, я училась на втором курсе мединститута. Я присутствовала на суде вместе с научной группой папы. В остальном у меня достаточно отрывочные воспоминания - в 1980-х, когда папа работал по делу "Лесополосы", я еще училась в школе. У нас дома были материалы этого дела, однажды я его открыла, увидела фотографии жертв - страшно испугалась и больше не открывала. Конечно, папа очень боялся за меня - я была того же возраста, что и жертвы маньяка, и это была одна из причин, по которой он взялся за это дело. Уже потом он стал глубоко заниматься этой темой - подобные вещи никем в стране ранее не описывались, он стал первым. Папа вообще всегда с интересом брался за все новое - в то время, когда генетика была в опале, он писал кандидатскую диссертацию о генетике в шизофрении, занимался темой транссексуализма в то время, когда его за это могли посадить...

    В одном из интервью Александр Олимпиевич рассказал, что "история болезни" Чикатило, которую он вел, а также "сочинение", написанное задержанным маньяком по просьбе самого Бухановского, остались невостребованными следствием и судом. Где сейчас эти документы?

    Ольга Бухановская: Они хранятся у нас дома, это собственность нашей семьи. Эти документы ценны, как свидетельство таланта моего папы, как его наследие. Потому что после его смерти находится много желающих рассказать о том, что на самом деле он никуда не ходил, особо с Чикатило не беседовал, что все придумали журналисты. Мне однажды позвонил сын, который учился в мединституте, и спросил: "Мама, а правда ли, что дедушка хотел "оставить на память" мозг Чикатило?" Оказывается, преподаватель, не зная, что в аудитории сидит внук Бухановского, рассказывал студентам непонятно что. Да, папа считал, что нужно изучить мозг этого человека - чтобы лучше понять проблему, чтобы разобраться, что искать дальше, чтобы не допускать появления подобного.

    Ольга Александровна, как вы думаете, почему сейчас вообще появляется так много контента, в основе которого - худшие проявления личности? Сериал "Чикатило" ведь не единственный. В Сети активно обсуждают интервью Ксении Собчак со "скопинским маньяком" Моховым, кинематограф тоже активно эксплуатирует тему "темной стороны" человеческой природы. Почему есть запрос на все это?

    Ольга Бухановская: Мне кажется, это просто примитивизм. И запрос на него есть не у многих. Вот у меня лично есть потребность в таких фильмах, как "Список Шиндлера", "Собибор"... Вообще, любую тему можно подать по-разному. В фильме о нацизме можно показать все подробности издевательств фашистов над людьми - и для кого-то это станет инструкцией. Но можно иначе. Помните, в "Собиборе" есть сцена, где заключенные, впряженные в коляски вместо лошадей, катают лагерное начальство, и под ударами плетей их заставляют бежать все быстрее и быстрее? В кадре нет кровавых рваных ран, лопающейся кожи - но есть глаза главного героя, его морщины, есть сила духа. И ты начинаешь думать: а как это можно вынести? Испытываешь сильные чувства, переживаешь, принимаешь решение: на какой стороне находишься ты? А какое решение можно принять после просмотра "Чикатило"?

    Некоторые психологи предупреждали, что сериал о маньяке может породить волну новых преступлений...

    Ольга Бухановская: Не думаю, что будет такая волна. Но на кого-то он, конечно, повлияет - и да, эти люди могут пойти по такому пути. Но я бы не стала говорить о том, что сейчас у этого героя появятся "последователи". Потому что они и так есть - в соцсетях можно найти целые группы, объединяющие таких людей, многие из которых наверняка больны. Это нужно как-то контролировать, блокировать - но этого не происходит.

    Да, я за цензуру. За умную цензуру грамотных, культурных, думающих людей 

    Дело в том, что люди с различными извращениями, отклонениями будут всегда. Они и были всегда - другое дело, что их было какое-то очень небольшое количество, и они сами понимали, что с ними происходит что-то не то, что это плохо, что с этим надо бороться. А мы сейчас открыли ящик Пандоры, сказали: все - норма, человек на все имеет право. Происходит сдвиг всех рамок, у человека уже не возникает борьбы мотивов, того этапа, на котором мы принимаем решение - следует ли нам делать что-то или нет.

    Что с этим можно сделать? Запретить "вредный" контент, ввести цензуру? И где в таком случае мерило того, что можно, а что нет?

    Ольга Бухановская: Мерилом является существование человечества на протяжении двух с лишним миллионов лет. Весь опыт, накопленный человечеством и позволивший ему выжить. То, что до сих пор было правильно, и дальше должно оставаться таким. Понимаете, есть вещи, которые не требуют пересмотра. И в этом смысле - да, я за цензуру. За умную цензуру грамотных, культурных, думающих людей.

    Тенденция

    Тем временем тенденция снимать фильмы и сериалы про маньяков набирает обороты. До "Чикатило" зрители обсуждали сериал Константина Богомолова "Хороший человек", снятый по мотивам истории самого известного и страшного маньяка современной России Михаила Попкова. Главную роль в нем сыграл Никита Ефремов. В планах у онлайн-кинотеатров новые оригинальные проекты, посвященные этой теме. Так, сюжет нового сериала Валерии Гай Германики "Мерзлая земля" основан на событиях, описанных в журналистском расследовании Таисии Бекбулатовой "Дорога в Аскиз". Это реальная история маньяка Дмитрия Лебедя - таксиста из Абакана, которого в 2019 году признали виновным в серии убийств и изнасилований. Сериал "Хрустальный" - остросюжетная психологическая драма, основанная на реальных событиях. У главного героя - психологическая травма, повлиявшая на жизни многих людей - его в первую очередь. Сериал "Коса" - триллер о серийном убийце режиссера

    Игоря Волошина. По словам одного из продюсеров Ивана Самохвалова, "на первый взгляд может показаться, что "Коса" - это классическая полицейская драма, где центром антагонизма является некий маньяк, но дьявол, как и уникальность, в деталях".

    Подготовила Сусанна Альперина

    Поделиться