В письме отражены позиции и подходы, которые либо выработаны высшими судебными инстанциями, либо прошли проверку тысячами налоговых споров. Наряду с разъяснениями о критериях и методах анализа сделок, адресатами которых в большей степени являются территориальные налоговые органы, учтены и интересы бизнеса. Отдельное место занимает налоговая реконструкция - востребованный и ожидаемый рынком механизм определения реального размера налоговой обязанности. В его применении есть тонкости: если компания признает, что получила исполнение обязательства не от указанной в договоре стороны, но сделка реальна, расходы и вычеты будут определяться по документам от фактического исполнителя. Собрать и представить их должен сам налогоплательщик.
Нереальная же сделка - если товар никогда не поставлялся или работы не выполнялись - в любом случае не может приниматься в налоговом учете и реконструироваться. Проблема реконструкции раскрыта и в связи с противодействием дроблению бизнеса через специальные налоговые режимы. Уплаченные суммы налогов, которые часто не вычитались налоговыми органами из итоговой суммы доначислений, должны уменьшать налоговую обязанность.
Особое внимание уделяется осмотрительности налогоплательщиков. ФНС предполагает, что коммерческая осмотрительность, которую компании проявляют для оценки платежеспособности партнеров и риска неисполнения обязательств, идентична осмотрительности для налоговых целей.
Отдельно ФНС разъяснила, по каким признакам можно оценить обеспеченность контрагента ресурсами для исполнения обязательств и определить, подпадает ли он под определение технической компании.
Запрашивать документы у потенциальных партнеров и проводить их самостоятельную проверку рекомендуется как для исключения риска привлечения к штрафу, так и для сохранения возможности взыскать налоговые убытки с контрагента, который ввел налогоплательщика в заблуждение о факте исполнения обязательств перед бюджетом.
Также исследуются экономический смысл операции и ее деловая цель. Форма сделки должна соответствовать содержанию, и основным мотивом ее совершения не может быть налоговый. При этом наличие деловой цели в серии сделок не означает, что данный признак присущ каждой операции. Налоговый орган будет исследовать основной мотив сделок по отдельности.
Еще один блок разъяснений ФНС касается последствий выявления дефектов первичной документации для добросовестных налогоплательщиков. В налоговых спорах часто возникал вопрос, насколько правомерен отказ в вычетах и расходах, если документ подписан неустановленным лицом. Письмо отвечает на этот вопрос. Эти обстоятельства сами по себе не означают, что налогоплательщику доначислят налоги. Будет анализироваться, знала ли компания о негативных признаках своего контрагента и получила ли она налоговую выгоду от работы с ним.