Как ученые находят считавшиеся исчезнувшими виды флоры и фауны

Вроде бы наша планета изучена вдоль и поперек. Но ежегодно ученые открывают сотни новых видов растений, насекомых и животных, причем не всех успевают описывать, классифицировать и заносить в справочники. Конечно, и на грани вымирания оказываются, равно как и исчезают, немало представителей флоры и фауны. Все это лишний раз доказывает, как велик и многообразен наш мир, что его устойчивость обеспечивают давние и крепкие связи между живыми системами, а свои тайны природа открывает лишь избранным.

На осине вырос

Окрестности производственной площадки крупнейшего нефтехимического комплекса страны рядом с Тобольском - место поистине уникальное. За шесть лет мониторинга биоразнообразия на участках общей площадью четыре квадратных километра ученые Тобольской комплексной научной станции УрО РАН обнаружили свыше 20 видов растений, грибов и животных, занесенных в Красные книги России и Тюменской области. По словам ведущего научного сотрудника станции доктора биологических наук Ольги Капитоновой, если охватить территорию в радиусе 10-15 километров от предприятия, перечень "краснокнижных" находок существенно увеличится.

- Стоит лишь упомянуть урочище Чистое болото к северу от города, где мы увидели почти все известные в регионе виды орхидных, в том числе считавшиеся исчезнувшими! Лесоболотный массив облюбовали более 25 охраняемых видов растений, животных и грибов, - объясняет Ольга.

Из последних открытий - желтоцвет апеннинский и крепидот тобольский. Причем желтоцвет спустя век после того, как его открыл сотрудник Тобольского губернского музея Ивановский (то есть все это время растение считалось исчезнувшим с территории Тюменской области), благодаря случайной фотографии орнитолога Евгения Баянова отыскала как раз Ольга, а крепидот - добыча ее мужа и коллеги Владимира.

- В ходе плановых исследований Владимир заметил необычный гриб желто-оранжевой окраски с нежным белым опушением в основании шляпки. Молекулярно-генетическое изучение образца, проведенное коллегами из Венгерской академии наук, подтвердили видовую самостоятельность нашего крепидота. Научное название Crepidotus tobolensis получил в честь Тобольска. За пределами города новый вид находили в Красноярском крае. Учитывая, что в сибирских лесах гриб растет на мертвой древесине осины, надеемся, со временем география крепидота расширится за счет других регионов России, где встречаются осиновые леса, - рассказала Ольга Капитонова.

Мотылек из прошлого

Научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Павел Горбунов специализируется на изучении бабочек России и Казахстана, в том числе на территории малоисследованной Туранской равнины. Она-то и преподнесла сюрприз опытному энтомологу. После поездки на плато Устюрт из собранных гусениц вывелись не парусники гелиоса - бабочки с бледно-желтыми узорчатыми крыльями, которых Павел надеялся увидеть, а небольшие серые мотыльки, похожие на моль. Причем с их классификацией сразу возникли проблемы - описания похожих чешуекрылых ученый так и не нашел.

Вскоре "неопознанными летающими объектами" заинтересовались финские коллеги: вместе с уральцем они изучили места обитания, образ жизни и ДНК удивительных насекомых. Выяснилось, что мотыльки, которые войдут в каталоги под именем Ustyurtia - устюртия, относятся к реликтовым видам и смогли идеально приспособиться к микроклимату загадочной гипсовой пустыни. Длинный яйцеклад помогает им откладывать яйца глубоко в почву, и они лежат там долгое время, дожидаясь подходящего часа рождения, а гусеницы строят светлый плотный кокон для защиты от солнца.

Кстати, подобные открытия случаются раз в несколько десятилетий. Например, последнее до устюртии сокровище - новое семейство чешуекрылых Евразии - обнаружили ученые из Санкт-Петербурга 30 лет назад.

Мал, да дорог

В прошлом году на территории Государственного природного биосферного заповедника "Керженский" в Нижегородской области ученые обнаружили уникальный лишайник. Старая черная ольха, стоящая в пойме ручья, впадающего в речку Вишня (приток Керженца), стала домом для Gyalidea minuta - очень редкого вида лишайников. По словам специалистов, это шестая подобная находка в мире.

Из-за малых размеров и полупрозрачного апотеция (открытый орган плодоношения у лишайников, в котором развиваются сумки со спорами. - Прим. ред.) в полевых условиях исследователи могут пропустить этот вид и заметят лишь под микроскопом.

Итальянка у Черного моря

А в окрестностях Сочи ученые впервые увидели итальянскую стенную ящерицу - пока это ее единственно установленная локация на просторах бывшего СССР, рассказали "РГ" в Краснодарском отделении Российского географического общества (РГО).

Этот вид ящериц успешно расселился в обоих полушариях - она встречается в ряде районов Средиземноморья, Малой Азии и Северной Америки. И вот рептилия обжилась в Природном орнитологическом парке Имеретинской низменности. Популяцию исследовал замдиректора по научной работе Сочинского национального парка и известный в научном сообществе герпетолог Борис Туниев.

Пока ящерицы обитают на одном участке, но большой группой - удалось увидеть более 150 особей. Плотность популяции - от восьми до 40 ящериц на 100 метров маршрута.

Чтобы ответить на вопрос, как итальянская стенная ящерица попала в Сочи, ученые проанализировали архивные космические снимки Имеретинской низменности с 2010 года и до сегодняшнего дня. Ответ оказался простым: по-видимому, кладки яиц ящериц находились в кадках с крупными декоративными деревьями, которые привозили из Италии для озеленения олимпийских объектов.

Теперь заморскую гостью включат в перечень видов герпетофауны России и, в частности, Кавказа.

Кстати

Прошлый год и правда был щедр на открытия: у Галапагосских островов, например, биологи обнаружили 30 новых видов беспозвоночных, а в высокогорных лесах Боливии - 20 удивительных животных и растений (от плотоядных орхидей до змеи, раскрашенной в цвета боливийского флага). При этом международная команда экологов бьет тревогу: более 500 видов сухопутных позвоночных (примерно 1,7 процента от 29,4 тысячи исследованных видов) находятся на грани исчезновения. К 2120 году на планете может вымереть и каждое пятое крупное морское животное.