В Кургане пенсионеров выселяют из общежития, где они прожили 20 лет

Бывшие работники Курганского промышленного техникума, живущие в студенческом общежитии 20 и более лет, получили уведомления о выселении. Администрация учебного заведения предложила добровольно освободить помещения до 30 марта, в противном случае пригрозила выдворить их через суд. Люди в отчаянии: им некуда идти. Директор техникума заверил "РГ": пенсионеров трогать не будут. Жильцы почему-то в это не верят.
Валентина Пичурина/РГ

На квартиру не заработали

Кирпичная пятиэтажка на улице Невежина, 26 когда-то принадлежала заводу колесных тягачей. В здании жили рабочие и специалисты предприятия, студенты и сотрудники профтехучилища (ГПТУ № 2), в котором готовили кадры для завода. Предприятия давно нет, обанкротилось. Общежитие еще в 1994-м перешло сначала училищу, а после реорганизации его преемнику - промышленному техникуму. По данным руководства, в здании 146 комнат: 37 занимают студенты, 32 предоставлены временно на время работы сотрудникам техникума, 45 жилых помещений занимают "иные граждане". В категорию "иных" как раз и попали бывшие работники учебного заведения, а ныне ветераны труда, пенсионеры. Некоторые всю жизнь трудились, а на собственную квартиру не заработали, поэтому вынуждены ютиться в студенческом общежитии.

Зоя Георгиевна Манчук приехала в Курган в 1983 году после окончания Катайского училища с дипломом бухгалтера. Ей было тогда 20 лет. В ГПТУ молодому специалисту дали комнату. Когда вышла замуж и появились дети, директор и профком разрешили занять два соседних помещения. Никаких документов на вселение не выдавали. С работы она уволилась в 2020-м.

- Я отдала училищу 37 лет, - рассказывает бывший бухгалтер. - В трудовой книжке две записи: принята и уволена. Тут родились и выросли двое сыновей - выпускников училища. Сейчас они живут в другом городе.

По словам Зои Георгиевны, она стояла в очереди на квартиру в ведомственном управлении. В 1995 году ее почему-то исключили из списка, потом через суд восстановили, но заветными квадратными метрами она так и не обзавелась: пришел рынок и сломал систему бесплатного распределения жилья. На ипотеку с пенсией в 10 тысяч рассчитывать не приходится.

Супруги Зинины живут в общежитии с 1998 года. Главе семьи, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени Анатолию Степановичу - 78 лет, его жене Галине Георгиевне - 72 года. Как они здесь оказались?

- Долгая история, - вздыхает Анатолий Степанович. - Демобилизовавшись в 1966 году, я устроился на Химмаш токарем. Женился. Обещали квартиру, но не дали. Знакомый товарищ уехал в Донецкую область и уже через полгода получил жилье. Я последовал его примеру и тоже перебрался на Украину. Через шесть месяцев в городе Зугрэсе справили новоселье.

На Украине Зинины прожили 17 лет. В 1996-м с двумя детьми и четырьмя сумками вернулись в Курган как вынужденные переселенцы. Анатолий Степанович снова пошел работать на Химмаш. Время тогда было тяжелое, зарплату задерживали, а то и вовсе вместо наличных предлагали мясорубки или другой бартер. Про квартиры сотрудникам руководство и не заикалось.

Суды сейчас рассматривают тринадцать исков о выселении, четыре из них удовлетворены

Семья могла бы получить жилье как переселенцы, но их сняли с учета. Как говорится в справке УМВД России по Курганской области, 4 марта 2001 года Зинины утратили статус вынужденных переселенцев, так как не обратились с письменным заявлением о продлении этого статуса. Ссуду или субсидию на строительство, приобретение жилья или компенсацию за утраченное им не предоставляли. Выручило училище. После возвращения на родину Галина устроилась в ГПТУ секретарем директора. Ей выделили комнату - 18 квадратных метров. Потом прибавили еще одну - 13 квадратов. Так они и живут по сей день. У детей давно свои семьи. Оба супруга - инвалиды. Анатолий Степанович перенес четыре инфаркта. Последний случился, когда он узнал, что их выселяют.

Навести порядок

У каждого из наших героев своя судьба, но истории заселения в общежитие схожи. Большинство получило комнаты по старому Жилищному кодексу, запрещавшему выгонять человека из ведомственного жилья, если он проработал в организации не менее десяти лет. У некоторых есть договоры найма без установления срока действия.

Иногда родители хлопочут за детей. Например, у бывшего мастера производственного обучения, отдавшего учебному заведению 40 лет, отличника профтехобразования Галины Петровны Ярушиной из общежития попросили дочь с внуком. Сама она живет в отдельной квартире, но дочь родилась и прописана в казенном доме, другого жилья у нее нет. Мама считает, что закон на ее стороне.

Марина Иванова отработала в студенческой столовой 25 лет. Досрочно ушла на пенсию из-за сына - инвалида с детства. Сейчас он взрослый и живет отдельно. В семье еще дочь-девятиклассница. По закону пенсионеров по старости нельзя выселять из общежития без предоставления другого жилья. Аргументы техникума - Марина ушла на пенсию, воспользовавшись льготой, а не по возрасту.

Директор Курганского промышленного техникума Владимир Сапрыгин не скрывает: он пытается навести порядок с проживанием "иных" с тех пор, как его назначили на должность в 2008 году. Многих за это время удалось убедить добровольно освободить помещения. Однако есть те, кто не имеет к учебному заведению никакого отношения, но при этом распоряжается жильем, как своей собственностью: сдает в аренду, пускает квартирантов. Однажды полиция нашла в общежитии женщину, которая пять лет находилась в федеральном розыске. Некоторые обитатели пьют, устраивают дебоши, как-то 40-летний мужчина развел костер на балконе. Бывает, самовольно делают в комнатах перегородки, не платят за коммунальные услуги. Только недавно удалось погасить стотысячный долг. Студенты обосновались на 4 и 5 этажах, у них отдельный вход с противоположной стороны здания, но в случае серьезного ЧП пострадают все.

Индивидуальный подход

- Общежитие - место для временного проживания, - напомнил Владимир Сапрыгин. - Наше имеет статус студенческого и относится к категории специализированного жилого помещения. За безопасность студентов я отвечаю лично. По решению жилищно-бытовой комиссии мы можем предоставить комнату работникам, но только на период трудовых отношений с техникумом. После этого они должны освободить помещение. Никаких посторонних людей в общежитии не должно быть. Хочу подчеркнуть: выселяю не я, а суд. Если суд признает за человеком право на жилплощадь в общежитии, ему не о чем беспокоиться.

По данным техникума, суды сейчас рассматривают тринадцать исков о выселении, четыре из них удовлетворены. При этом, заверил директор, техникум не собирается подавать в суд на своих бывших работников, ветеранов труда и пенсионеров. Возникает вопрос: зачем тогда им вручили уведомления о выселении?

- Чтобы установить, законно находится человек в общежитии или нет, - поясняет Владимир Сапрыгин. - Если у него нет другого жилья или имеются другие законные основания, какой смысл обращаться в суд? С каждым нанимателем мы разбираемся отдельно.

Кстати, у судов тоже подход индивидуальный. Как рассказали в техникуме, недавно Фемида встала на сторону внука их бывшей сотрудницы. Она работала несколько лет кладовщиком, жила в общежитии, прописала там внука, а после ее смерти молодой человек предъявил права на квадратные метры. Сообщил, что жил с бабушкой, у них был общий бюджет. Суд постановил: имеет законные основания остаться. Можно сказать, жилье перешло внуку по наследству. Правда, в общежитии владельца видят редко, в основном там живет то его брат, то друг, то знакомый…...

Кстати

От трех до пяти тысяч рублей штрафа заплатят в Курганской области чиновники за нарушение порядка ведения учета очередников, нуждающихся в жилье на условиях социального найма. Поправки в региональный закон об административных правонарушениях были внесены по инициативе региональной прокуратуры.

Учет нуждающихся должны вести местные власти. По данным надзорного ведомства, в 2019 году они поставили в очередь 554 человека, но квартиры получили только 169. В 2020-м в списке очередников числилось 178 человек, а выделено всего 87 жилых помещений. При этом чиновники зачастую не соблюдают правила формирования очереди, нарушают жилищное законодательство. Например, без всяких причин и объяснений могут отказать человеку поставить его на учет в качестве нуждающегося или исключить из списка. Иногда требуют у людей документы, не предусмотренные законом. Только за прошлый год прокуроры нашли 60 нарушений жилищного законодательства, внесли 19 представлений для их устранения, направили в суд один иск, который был удовлетворен.