Большая часть средств поступит в единственный в Польше "Уголок для ветеранов", который расположен в Гератове, в Великопольском воеводстве. Здесь живут несколько лошадей и десять собак со всей страны. Большую часть жизни они проработали в правоохранительных органах. Самый старший конь Ипполит 25 лет прослужил в полиции в Томашув-Мазовецком. "Гератово - это единственное место в Польше, где обеспечивается уход за лошадьми и собаками, которые вышли "на пенсию" и не нашли себе дом или, по разным причинам, не смогли остаться у своих бывших опекунов", - объясняет телеканалу TVP сотрудник "Уголка для ветеранов" Славомир Валковяк.
До сих пор не существовало никаких правовых гарантий того, что у собаки, которая находит людей под обломками рухнувших зданий, или лошади, которая провела всю активную часть жизни в конной полиции, в старости будет свой дом. Как правило, животных забирали полюбившие их опекуны. Но они не всегда могут позволить себе содержание собаки, тем более лошади. "Уголок" существует на пожертвования людей и средства, собранные благотворительными организациями. "Возможно, если бы удалось решить финансовые вопросы, не было бы столько желающих отдать нам животных", - полагает Валковяк.
И вот теперь найдено решение проблемы. Министерство внутренних дел и администрации представило в нижней палате парламента проект закона, регулирующего статус животных, которые несут службу в государственных органах. В документе прописаны правила выхода четвероногих сотрудников на пенсию, обязанности их опекунов, а также порядок выплаты из госказны средств на содержание, возмещение расходов за уход, лечение и пожизненный ветеринарный контроль. Для собак это около 1500 евро, а для лошадей - 1800 евро в год. Предполагается, что средства будут перечисляться непосредственно людям или организациям, которые возьмут на себя ответственность за животное. Первенство в праве на опеку будет принадлежать сотрудникам пожарных, пограничных или полицейских подразделений, которые опекали его до пенсии.
В Германии пенсию бывшим служебным собакам выплачивают лишь в некоторых федеральных землях. Например, в Баварии, Гамбурге и Нижней Саксонии опекуны четвероногих пенсионеров получают ежемесячно по 50 евро, в Бранденбурге, Саксонии и Баден-Вюртемберге - по 65 евро, а в Тюрингии, Берлине и Гессене - от 71,50 до 87 евро в месяц.
В Британии некоторые графства назначают уходящим на покой полицейским собакам ежегодную пенсию в 580 евро в течение первых трех лет. По словам комиссара полиции Ноттингемшира Пэдди Типпинга, это помогает его коллегам, которые забирают своих "напарников" домой и вынуждены оплачивать вышедшим на пенсию животным еду и ветеринарную помощь. "Они и так любят этих собак. Я считаю несправедливым заставлять их еще и оплачивать счета", - пояснил он. Однако это - скорее исключение. В основном бывшие служебные животные и их хозяева в Соединенном Королевстве могут рассчитывать только на помощь благотворительных организаций.
В США до 2000 года собаку, которая оставляла службу в K-9, как правило, усыпляли. Теперь с этой чудовищной практикой покончено, и таких животных по достижении ими 7-9 лет забирают к себе домой их опекуны. Но и у обычных граждан также есть шанс взять пожилого питомца, благодаря некоммерческим организациям, сотрудничающим с кинологическими подразделениями полиции и других спецслужб. Они же помогут с передрессировкой и специализированным уходом. Желающие могут встать в очередь, заполнив специальную анкету. Пенсию за своих собак они не получат и даже сами оплатят их транспортировку, иногда - из другой страны, где те проходили службу. Но, несмотря на это, желающих, по данным американской военной кинологической ассоциации US War Dogs, тысячи, и ожидание бывает очень долгим.
В Израиле срок службы собак составляет 7-8 лет, после чего их переводят в полицейские питомники. Многих четвероногих "ветеранов" из спецназа забирают к себе домой солдаты-проводники. Для псов, которые служат в кинологическом батальоне "Окец" - одном из крупнейших боевых кинологических подразделений в мире, - существует специальное военное собачье кладбище. На надгробиях указывают, погибла ли собака в бою или умерла от старости или болезни.
В России пенсия для служебных животных, будь то собака или лошадь, не предусмотрена. По сути, животных списывают со службы. На них прекращают выделять довольствие, а сами они должны освободить помещение.
У служебных собак, как правило, пенсия наступает в 8 лет. По сути, до 3 лет они обучаются, 5 лет работают. В МВД, например, по достижении собакой 8 лет назначается комиссия, которая выносит решение, продлить ли собаке срок службы на год или списать ее. У лошадей пенсия наступает с 18-20 лет. У лошадей-спортсменов пенсия наступает в расцвете лет, как правило, из-за травм. Но если собаки живут до 10-13 лет, то лошади и до 30. Содержать десять лет такого крупного четвероногого пенсионера дорого.
К сожалению, в нашей стране нет ни государственных приютов для отработавших свой срок служебных животных, ни отлаженной системы по передаче их населению или в специальные приюты. Есть только волонтерские организации, которые за свой счет разыскивают таких лошадей-пенсионеров и содержат их. С собаками дело обстоит проще. Чаще всего ведомства размещают объявления о готовности передать желающим отслуживших собак на безвозмездной основе. Многих забирают себе кинологи, которые с ними работали. Как-никак друг и напарник. Не бросать же.
Но на государственном уровне нет даже попыток решать эту задачу централизованно. Правда, МЧС планирует создать вместе с общественными организациями приют для собак-ветеранов, служивших в ведомстве. Но пока это только планы.
Подготовил Владимир Баршев