Ансамбль "Березка" готовится к гастролям по Беларуси
На днях коллектив вернулся из больших гастролей по Сибири и дал концерт в Москве. В чем уникальность ансамбля и как ему удается оставаться на плаву более 70 лет? За ответом обозреватель "СОЮЗа" отправилась на концерт ансамбля в Замоскворечье.
Билеты закончились за неделю до концерта. Несмотря на солнечную погоду, в ДК негде было яблоку упасть - пришли в основном молодые семьи с детишками.
- Мы ходим в студию народного танца, - рассказала мать троих детей Татьяна Парамонова. - Пришли с мужем и детьми посмотреть на эталонные танцы "Березки". Это танцевальный коллектив с уникальной хореографией, четкой концепцией, в основе которой - синтез народного танца и классической школы. Жаль, что билетерши не продавали программки с именами солистов, режиссера-постановщика, звукооператоров, осветителей...
И вот свет гаснет. Прожектора освещают сцену, на которую выплывают девушки в красных сарафанах, платочках и с зелеными веточками березки в руках. Первый танец, которым открывается любой концерт ансамбля, - хоровод восточных славян под мелодию "Во поле березонька стояла". В песне когда-то пелось, как водили хоровод, во время которого девушки кумились - становились друг другу близкими родственниками.
Хоровод начинается неспешно: девушки идут по струночке, потом участницы разделяются, то плавно расходятся в разные стороны, то вновь сближаются, то движутся волнистой змейкой, взмахивая платочками. Костюмам добавляют нежности белые блузы.
Ноги танцовщиц скрыты подолами длинных красных сарафанов, двигались они мелкими шажками, семенили, и возникало ощущение, что плывут по сцене либо сцена вращается под ними, при этом лица, корпус, сарафаны неподвижны.
Зал застонал от восторга. Бесшумный и плавный шаг, благодаря которому зрителям кажется, что танцовщицы плывут, - визитная карточка ансамбля. В этот вечер публику зажигали огненной мужской "Топотухой", "Весенним хороводом", "Балагурами", "Реченькой", "Холостяками". Гениальные хореографические постановки в 60-е годы прошлого века стали настоящим открытием русского народного танца, новым стилем в современной хореографии того времени.
- Как добиться такого плавного шага? - спросила я в антракте у танцовщиц.
И мне показывают, как держать корпус: поднимите голову, распрямите позвоночник, растите вверх. А теперь поднимите бровки и улыбнитесь глазами. Но главный секрет - не технический. Он в корпусе, во взгляде, в том, что доносишь до зрителя. Недаром в ансамбле вместо "танцоры" говорят "актеры". Стиль, шаг "Березки" незыблем, как течение Волги, но можно добавить взгляд, состояние души.
Придумала этот русский театр народного танца хореограф Надежда Надеждина. Чтобы встретиться со своим зрителем, "Березке" понадобилось выйти на сцену лишь раз в 1948 году.
На создание плывущего танца Надеждину вдохновила старинная литография. Возможно, это был Палех. На ней был изображен хоровод. Надеждина нашла 16 девушек из сельской самодеятельности в Калинине, научила их своему хороводу и привезла выступить в театре "Эрмитаж". В концерте принимали участие актеры Александр Менакер и Мария Миронова, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Группа Надеждиной выплыла на сцену в красных сарафанах, платочках и с зелеными веточками березы. Выступление коллектива произвело фурор. Никто не понимал, за счет чего девушки плывут по сцене.
Надеждину пригласили в минкультуры и предложили создать ансамбль, который представил на сцене танцы "Лебедушка", "Цепочка", "Березка", "Сударушка". В 1948 году ансамбль поехал на фестиваль в Будапешт. Началось его триумфальное шествие по миру. Ансамбль стал настоящим послом страны. В Чили "Березка" оказалась во время военного переворота в 1973 году. Артистки прятались в номерах отеля, когда на улицах Сантьяго шли бои. А в Греции в сорокаградусную жару танцевали "Масленицу" в тулупах и валенках. В Кемерово на концерте погас свет. Вместо танцев зал запел "Подмосковные вечера", "Катюша", "Землянка". Свет вспыхнул во время марша из "Веселых ребят".
Жениться на танцовщице из "Березки" было модно. Жена путешественника Юрия Сенкевича, мама певицы Полины Гагариной из "Березки". Танцовщицы олицетворяли славянскую красоту.
Надежды Надеждиной не стало в 1979 году. Нынешний руководитель ансамбля народная артистка СССР Мира Кольцова, сама солистка "Березки", при жизни приняла управление из ее рук, сохранив прямую преемственность. Во втором отделении концерта ансамбль станцевал ее хореографию - "Колокольцы", "Кружевницы", "Реченьку", "Комарик", плясовую "Раздольная".
Как только отгремели овации и закрылся занавес, за кулисами началось броуновское движение. На полу стояли огромные квадратные сумки, куда складывались сарафаны, блузки, рубашки, кокошники. Каждый костюм - настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика. За два часа хороводов и плясовых девушки и юноши меняют сарафаны и рубахи около 20 раз. Всего же у коллектива около двух тысяч костюмов, они весят около двух с половиной тонн. Чтобы подолы сарафанов не шелохнулись во время хоровода, они должны быть тяжелыми.
По словам директора ансамбля Василия Стодушного, концертная программа составлена таким образом, чтобы зрители получили мощный заряд эстетического удовольствия от танцевальных шедевров. В коллективе есть особая матрица, заложенная самой Надеждиной. Матрица выживаемости. Ансамбль смог остаться собой даже в непростые 90-е. Несмотря на мировую известность, в 1990-е "Березка" осталась без крыши над головой. 16 лет ансамбль был бездомным, скитался по ДК, но не распался. Только в 2006 году после встречи в правительстве коллектив получил особняк в центре Москвы. В репетиционном зале - портрет Надежды Надеждиной. "Мадам", как ее звали артисты, по-прежнему живая.
Тем временем
"Березка" неоднократно принимала участие в сборных концертах Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". И вот 16 мая в Минске предстоит новая встреча российских артистов с благодарной белорусской публикой.
Как рассказал солист ансамбля Владимир Щербаков, в белорусскую столицу, как и на другие гастроли, коллектив едет без оркестра, меньшим составом. Совсем недавно у "Березки" прошли большие и успешные гастроли по Сибири. Встречали артистов очень хорошо. Они любят выступать перед сибиряками - там чуткая и неизбалованная публика. Все концерты прошли с аншлагами. Домой артисты привезли массу сувениров, а в Алтае закупились целебным медом на весь год.
Владимиру Щербакову нравится выступать в Беларуси. "Нас здесь очень тепло принимают. Мы уже выступали во Дворце Республики. Там роскошные зал и сцена. И в этом проявляется уважение к нашему коллективу, уникальные танцевальные движения которого занесенные в Книгу рекордов Гиннесса".