Количество бюджетных мест в вузах выросло на 10 процентов

До старта приемной кампании-2021 осталось чуть больше двух месяцев. На 2021/2022 учебный год вузам выделено 542 тысячи бюджетных мест, из которых более 400 тысяч - для бакалавров и специалистов. По сравнению с прошлым годом мест стало больше примерно на 10 процентов.
РИА Новости

Максимальный прирост - по ИТ-направлениям. Технические направления и ИТ будут пользоваться повышенным спросом у абитуриентов этим летом, считают эксперты. По словам ректора МИСиС Алевтины Черниковой, самый высокий балл ожидается у тех, кто пойдет на направления информационных технологий. "Мы наблюдаем устойчивый интерес ко всем техническим специальностям", - уточнила она. А в РЭУ им. Плеханова готовятся к увеличению спроса на "Логистику" и "Товароведение". Но какой бы высокий спрос ни был, для современных абитуриентов на первом месте должен стоять вопрос "кем работать?", а уже потом "где учиться?". Специалисты РЭУ им. Плеханова и эксперты портала "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" представили совместный проект "Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2021". Это интернет-ресурс, где каждый абитуриент может подобрать себе вуз, исходя из потребностей рынка труда во всех регионах России. Спланировать будущую карьеру теперь можно уже на стадии поступления. Но как сделать верный выбор? Хорошо, если школьник собирается продолжить династию врачей или учителей - тогда карьерный путь отчасти предопределен. А если нет? Поможет анализ ситуации в регионе. Эксперты собрали информацию о средней минимальной зарплате по более чем 600 профессиям, востребованным работодателями страны, выяснили, дипломы каких специалистов подойдут к той или иной вакансии. Буквально пара кликов, - и мы уже знаем, что, например, в Брянской области системный программист в среднем зарабатывает 73 тысячи рублей, а у кандидатов на эту вакансию работодатели требуют диплом по специальности "Информационные системы и технологии" или "Прикладная информатика". Удача - такие программы есть в двух вузах области. А вот абитуриенту из Калмыкии, решившему стать педиатром, не так повезет: в республике вузов, готовящих по этому направлению, нет. Придется ехать к соседям. По мнению экспертов, это поможет выпускникам школ сделать осознанный выбор профессии, а работодателям получить мотивированных сотрудников.

- Главное для абитуриентов - выбрать сферу, где будет интересно работать, - прокомментировал ректор МГПУ Игорь Реморенко. - Многие вузы сегодня предлагают программы, которые направлены не жестко на профессию, а именно на сферы деятельности. Кроме того, появляется возможность после 2-го курса уточнить профиль подготовки, а при желании - изменить его. Все это делает выбор образовательной и карьерной траектории очень гибким и удобным для молодого человека.

Исследование

Российские девятиклассники стали лучше считать и понимать тексты. Это показали результаты общероссийского исследования по модели PISA 2020 года.

- Несмотря на пандемию и то, что последнюю четверть прошлого учебного года школьники находились на дистанционном обучении, у нас наблюдается хорошая динамика результатов по читательской и математической грамотности, - подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов. - И педагоги сделали все, чтобы удержать качество образования наших школьников, не дать снизить тот уровень, который был. Умение наших школьников применять теоретические знания на практике требует пристального анализа и работы.

Напомним, существует несколько международных исследований, в которых сравниваются знания и навыки учеников из разных стран. Самые известные - PISA, PIRLS и TIMSS. В рамках нацпроекта "Образование" стоит задача: Россия должна войти в десятку лучших стран мира по качеству школьного образования. И именно по этим международным исследованиям считается ее результат. По данным минпросвещения и Рособрнадзора, Россия занимает уже 13,5 место. То есть "добрать" осталось совсем чуть-чуть. Последнее исследование по модели PISA прошло более чем в 40 регионах России. В нем приняли участие 6 тысяч 15-летних обучающихся 200 школ и колледжей. Школьники решали на компьютерах интерактивные задачки: проанализировать текст, сделать выводы, найти практическое решение в области, скажем, физики, или провести математические расчеты с процентами, которые каждому пригодятся в жизни. По читательской грамотности результат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492 баллов в 2020 году. Показатель математической грамотности вырос еще больше - с 483 до 494 баллов. По естественно-научной грамотности результат несколько снизился - с 479 до 472 баллов. Эксперты связывают это с тем, что из-за пандемии временно школьникам не были доступны детские технопарки, физические, химические, биологические и другие лабораторные работы в школах. "Исследование было проведено в сложных условиях, когда регионы вводили различные карантинные меры", - рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Подготовила Ксения Колесникова