07.04.2021 10:33
    Поделиться

    Ярославские студенты восстановили раритетный тягач

    Ярославские студенты восстановили седельный тягач ЯАЗ-221, который был спроектирован и производился в 1950-е годы на Ярославском автомобильном заводе.
    ЯГТУ

    Сегодня уже мало кто знает, что с 1916 по 1959 год в Ярославле работал автозавод, выпускавший троллейбусы, автобусы, самосвалы и грузовики, от которых берут начало МАЗы и КрАЗы. По словам Андрея Лагузова, руководителя проекта "Машины Победы", в рамках которого восстанавливался седельный тягач, грузоподъемность тягачей ЯАЗ-221 составляла до 30 тонн - даже по современным меркам это серьезный показатель. Всего же в Ярославле было произведено 483 таких тягача, из которых не сохранился ни один.

    Когда Ярославский автозавод был преобразован в моторный, производство этих автомобилей передали на завод в Кременчуг, где с изменениями их делали вплоть до 1996 года. КрАЗовская машина и была взята за основу при воссоздании ярославского "Медведя", как называли эти грузовики из-за колоритного - в виде фигуры медведя - маскота на капоте.

    Восстанавливала редкую машину (а точнее, создавала 484-й ЯАЗ-221 через 60 лет после прекращения работы Ярославского автозавода) команда студентов и преподавателей автомеханического факультета ЯГТУ - в общей сложности 25 человек. Искали в архивах заводские чертежи, разыскивали оригинальные детали, в том числе и на помойках, воссоздавали с помощью современных технологий недостающие элементы конструкции. Работа началась еще в 2019 году, но прерывалась из-за пандемии, однако сегодня тягач уже блестит широкими свежеокрашенными темно-зелеными крыльями и полностью способен выполнять задачи, возложенные на него разработчиками много десятилетий назад.

    - На сегодня автомобиль на ходу и является единственным уникальным образцом этой модели в мире, - рассказывает Андрей Лагузов.

    По признанию директора студенческого "автозавода" Юрия Колмакова, он и другие студенты - участники проекта приобрели бесценный профессиональный опыт, заново создавая этот тягач собственными руками.

    Всего же проект по восстановлению исторической автомобильной техники руками детей, молодежи и ветеранов-наставников, реализованный при поддержке Фонда президентских грантов, кроме ярославского тягача включал работы по реставрации самого массового грузовика Советского Союза - ГАЗ-51А 1958 года выпуска с 76-миллиметровой дивизионной пушкой ЗИС-3 образца 1942 года; авторазливочной станции АРС-14 на шасси ЗИЛ-131; полевой кухни КП-2-41; зенитно-ракетного комплекса С-75 и, конечно, двух катюш, одна из которых - на шасси ЗИС-151, а вторая - совершенно уникальная катюша на шасси International, тоже сегодня единственная в мире. С помощью именно таких установок под Сталинградом била врага батарея, которой командовал известный ярославский ветеран, гвардии майор в отставке Михаил Николаевич Пеймер.

    В прошлом году из-за пандемии COVID-19 не всю технику удалось полностью реставрировать к параду Победы, да и традиционного парада в Ярославле не было - колонна исторических автомобилей тогда проехала по улицам города и по адресам ветеранов, заезжая во дворы, где были организованы персональные поздравления героев Великой Отечественной. Участники проекта надеются, что в этом году все уникальные автомобили обязательно окажутся в строю на параде по случаю 76-й годовщины Победы.

    Прямая речь

    Александр Краснов, проректор Ярославского государственного технического университета:

    - Восстановление тягача ЯАЗ-221 - один из самых интересных проектов для технического вуза. Он связан с воссозданием военной и гражданской техники. Для будущих инженеров крайне важно не только что-то спроектировать и смоделировать, но и попробовать сделать своими руками. Данный проект предоставил студентам такую уникальную возможность.

    Поделиться