Хотя во время пандемии все проверки бизнеса и НКО по указу президента отменили. А лица старше 65 лет с апреля вынуждены были уйти на затянувшуюся самоизоляцию. Кстати, за нарушение этого постановления губернатора также предусмотрена административная ответственность. Поэтому как ни крути, Тамара Павловна все равно оказалась бы виноватой.
- Это, наверное, мне вместо спасибо штраф выписали. Только я не пойму, неужели казна разбогатеет, если с моей пенсии удержат тысячу рублей? - не надеясь на ответ, спрашивает Тамара Павловна.
В микрорайоне Заря, где стоит два десятка многоэтажек для переселенцев из ветхого жилья и детей-сирот, бойкую бабушку знает почти каждый. Местные проблемы она берет на карандаш, который называет своим верным штыком, с ним одним идет в атаку на кабинеты чиновников, штурмом берет бюрократические барьеры. В ее картотеке более 2300 квартир, интересы жильцов которых она представляет.
- Мне наш новый микрорайон нравится. Но он был совершенно не приспособлен для жизни. Ни магазина, ни общественного транспорта. Всего самим приходилось добиваться, - показывает она толстую папку с письмами в разные инстанции за последние десять лет.
Они написаны от лица благотворительной общественной организации по социальной помощи гражданам "Меценат", которую Тамара Павловна основала и зарегистрировала еще в 1990-е годы. Когда вышла на пенсию, вплотную занялась общественной работой. А до этого была инженером-конструктором в научно-исследовательском институте Пензы, работала с секретными заказами. Ее ценили за бойкий нрав и широкий кругозор. К ней всегда обращались, если нужно было провести инициативу снизу. Удивительным образом она умела ладить и с подчиненными, и с руководством.
На пенсии Тамара Толстая тоже не знала покоя. Благодаря и ее усилиям в Заре появились тротуары. Раньше пешеходы, в том числе и школьники, вынуждены были шагать по обочине. Это она добивалась, чтобы пустили первую маршрутку до города, иначе за десять километров было не попасть на прием к врачу, на почту или в детские кружки. Потом она просила, чтобы сделали остановки по требованию. Один из последних поводов для гордости - банкомат, установленный после ее обращения в местном магазине. Раньше, чтобы снять наличные с карточки, тоже приходилось ехать в город.
В пандемию Тамара Павловна, учитывая солидный возраст, лишний раз старалась не выходить из дому, продолжала работать удаленно. Отчеты в налоговую и органы юстиции она до сих пор готовила и отвозила сама. Но прошлой весной все ведомства были закрыты, а потом у нее истек срок электронного ключа для входа в систему. Восстановить его она смогла только к концу года и тут же получила уведомление о наложении штрафа.
Налоговая инспекция по Железнодорожному району Пензы инициировала внеплановую проверку 10 августа 2020 года. По ее результатам было установлено, что общественная организация "Меценат" не представила отчет за первое полугодие в установленный законодательством срок. За это серьезное с точки зрения закона правонарушение предусмотрен штраф. Примечательно, что никакой финансовой деятельности организация не вела, Тамара Павловна даже не получает зарплату, работает на общественных началах. Но налоговую это ничуть не смутило.
За пожилую активистку вступились коллеги из благотворительного фонда "Гражданский Союз".
- Сначала я разговаривала с представителями налоговой службы тоном просящего, потом ругалась. Но в ответ слышала только фразы из должностной инструкции. Все что нам удалось сделать - вдвое снизить сумму штрафа ввиду смягчающих обстоятельств. Полной отмены санкций фискальные органы не могли допустить, ссылаясь на Налоговый кодекс, - пояснила замдиректора фонда "Гражданский Союз" Светлана Бодрова.
Нашлись благотворители, которые взяли на себя расходы по уплате штрафа, он погашен. Сумма невелика, но дело даже не в деньгах. Тамаре Павловне обидно, что за многолетний труд в такой непростой период она удостоилась только административного наказания.
До конца марта этого года она должна была сдать отчет в региональное управление минюста. Вышла с бумагами из дому, а у крыльца стоит ФАП на колесах - привезли вакцину от коронавируса. Пришлось делать, ведь вирус ждать не будет. Теперь она переживает, обойдется ли без штрафа на этот раз. Но руки не опускает, говорит, впереди еще много дел.
- У нас пять домов, где давали квартиры детям-сиротам. Как они стали сиротами, я не знаю - это не мое дело. Но знаю, что сейчас их никак нельзя бросать, - говорит Тамара Павловна.
Чтобы в домах было больше порядка, она пытается установить в подъезде видеонаблюдение за счет управляющей компании. Это будет еще одно ее доброе дело.