07.04.2021 12:07
    Поделиться

    Петербурженка, десять лет тушившая пожары, решила стать фермером

    Петербурженка, десять лет проработавшая пожарным, мечтает стать фермером
    Имя Анны Шпеновой на слуху. Многие СМИ позиционировали ее как единственную в России женщину-пожарного. Она почти десять лет работала во 2-й пожарной части МЧС Санкт-Петербурга, наравне с мужчинами тушила огонь, рисковала жизнью. Была награждена медалью "За отвагу на пожаре". Больше года назад Анна была вынуждена подать рапорт об увольнении - после того как руководство предприняло попытку перевести отважную женщину в диспетчеры. Дело в том, что профессия пожарного входит в список запрещенных для прекрасного пола. После увольнения Анна Шпенова не общается со СМИ, но для "Российской газеты" сделала исключение.
    Архив Анны Шпеновой

    Анна Шпенова: Что стало причиной решения руководства - не знаю. Возможно, то, что я снялась в благотворительном ролике, а может быть, просто решили строго следовать букве закона. Сейчас все это не имеет значения. У меня начался новый жизненный этап.

    Считаю, что список запрещенных для женщин профессий сильно устарел. Изначально он принимался в послевоенное время, когда демографическая ситуация была плачевной и нужно было хоть как-то защитить женское население от негативных производственных факторов. Сейчас другое время, другие технологии. Непонятно: почему на каких-то химических производствах женщина может работать, может шпалы укладывать, а пожарным - не может?

    Кстати, я сама узнала о том, что для меня профессия пожарного под запретом, только когда лет пять в ней отработала. От журналистов.

    То есть женщина может освоить профессию пожарного?

    Анна Шпенова: Да. Но для каждой профессии нужен определенный набор навыков, склад психики, физические показатели. Для профессий, связанных с риском, - тем более. Только так нужно отбирать, а не по половому признаку. Да, женщина может войти в горящую избу в прямом смысле этих слов.

    Мне порой пишут молодые девушки: им хочется такую работу, они мечтают о ней, они сильны духом, мужественны. Но если у девушки рост 155-160 см, пожарным ей не быть. Физические показатели не позволят. Это тяжелая работа: приходится что-то ломать, двери выбивать, людей вытаскивать, которые не всегда худенькие. Да еще на тебе боевая одежда - комплект весом в 25 килограммов.

    И тем не менее вы - единственная в стране женщина-пожарный...

    Анна Шпенова: Это лишь клише, разносимое журналистами. Я единственная - при погонах (имею звание сержанта), официально работавшая именно пожарным в федеральной государственной структуре, сдавшая все зачеты, нормативы, имевшая допуски и на работы на высоте, и у очага с аппаратом - средством индивидуальной защиты органов дыхания.

    Общаюсь по крайней мере с десятком молодых женщин-пожарных, которые выполняют ту же работу, но оформлены несколько иначе. Они не публичные люди и боятся заявить о себе, тем самым потеряв работу.

    Отмечу, что такие женщины порой выполняют работу пожарного даже лучше, чем некоторые молодые представители сильного пола. Кто-то из юношей высоты боится, кто-то темноты, кто-то маску не может носить - приступ клаустрофобии начинается. А женщины идут в очаг и боятся одного - не успеть спасти!

    Скажете, что тушить пожары было вашей мечтой с детства?

    Анна Шпенова: Нет! И мысли такой не было. Но от судьбы не уйдешь. Так сложилось, что оказалась в компании спасателей. И как они рассказывали, какие подробности вспоминали! Я подумала: почему бы и мне не пойти в пожарные? Раз другие могут, и я смогу!

    До этого была и менеджером, и руководителем подразделения, и "просто мамой": это когда родила - в 22 года, потом в 24. А в 27 вышла на первую схватку с огнем.

    "Я узнала о том, что для меня профессия пожарного под запретом, только когда отработала в ней пять лет"

    Вас сразу принял мужской коллектив пожарной части?

    Анна Шпенова: Нет, поначалу были сложности. Всерьез не воспринимали, полагая, что для меня это временно, мол, "наиграюсь" и надоест. Но (и за это я очень благодарна бывшим сослуживцам) меня не оберегали, если нужно - ставили в первый ряд. Я была как все. Хотя недоверие чувствовалось. Только года через три они стали спокойно поворачиваться ко мне спиной. То есть уже были уверены, что я абсолютно все сделаю правильно и меня не нужно подстраховывать.

    За что вас наградили медалью?

    Анна Шпенова: Горело офисное здание в центре города, и в дальнем его помещении остались две женщины. Я их должна была найти и вывести. Пожар не был еще потушен, и огонь в любую секунду мог преградить путь обратно. Нашла: они обе стояли на подоконнике и боялись шевельнуться. Одна сразу все поняла и согласилась выходить по задымленному коридору. Вторую пришлось убеждать, она была словно в ступоре. Но все удалось сделать вовремя.

    Видела фотографию, где вы с помощью кислородного аппарата пожарного откачиваете кота...

    Анна Шпенова: Такое тоже случалось. Кошек, собак спасали. А что кот с фотографии потом здравствовал, знаю точно. Я же жила в микрорайоне, в котором находится пожарная часть, постоянно общалась с жителями. Дети мои ходили там в школу.

    А сколько за десять лет людей спасли, помните?

    Анна Шпенова: Да никто не считает. Мы ведем другой, обратный отсчет. Помним тех, кого не спасли - не успели, не было возможности. Как у врачей. У каждого успешного хирурга есть свое "маленькое кладбище". Так и у нас.

    Вы шли в огонь. Страшно?

    Анна Шпенова: Не боятся только дураки и сумасшедшие. Важно, как человек реагирует на страх. Кто-то впадает чуть ли не в кому, кто-то начинает развивать бурную и ненужную деятельность, кто-то становится сосредоточенным, у него обостряются зрение, слух. Последней категории страх помогает. То есть страх должен быть правильным.

    Как Петр Великий выбирал людей в охрану? Претендента ставили в дозор ночью, возле забора. И кто-то подкрадывался и специально пугал. Если человек бледнел и отступал назад - не брали, если краснел и давал отпор - успех, его зачисляли в охрану.

    Десятки, сотни пожаров, через которые я прошла. И каждый пожар - уникален, двух одинаковых не бывает. У каждого своя площадь возгорания, свои особенности и, если хотите, свой характер.

    Анна, скучаете по прежней работе?

    Анна Шпенова: Когда пришлось уволиться, сначала да, расстроилась. Жизнь дала трещину. Но нужно идти вперед: это был этап жизни, который я прожила достойно. Теперь наступил следующий, не менее интересный.

    Теперь выхожу утром с чашечкой кофе из дома и вижу, как в пруду лось воду пьет...

    Вы уехали из города?

    Анна Шпенова: Да, за 400 километров от Петербурга. Маленькая деревня: двадцать домов, но живут только в пяти. Заборов нет, до ближайшего магазина девять километров по пересеченной местности. Тишина, покой. Я всю жизнь этого хотела. Есть собственный дом, потихоньку обзавожусь хозяйством. Для начала заведу курочек, хрюшек и кроликов. Когда приобрету опыт, подумаю о коровах и лошади. Стану маленьким фермером. Это теперь моя мечта. А пока работаю частным психологом, дистанционно. Я же дипломированный психолог.

    Забыла сказать: у меня три собаки, кошки - тоже три, а еще белка и морская свинка. И чудесные дети - мальчик и девочка.

    Если ваши дети выберут профессию пожарного, будете против?

    Анна Шпенова: Нет. Я приму любой их выбор. Но как мать буду переживать. Как они за меня переживали. Чем старше они становились, тем больше понимали, где я работаю и чем это может грозить.

    В чем, на ваш взгляд, главная задача женщины?

    Анна Шпенова: Наивысший статус женщины - это мать. А уже потом можно быть пожарной, доктором наук, маляром и так далее. Задача современной женщины - сохранить институт семьи, другого шанса выжить у нашего народа нет. Если женщины не перестанут вестись на фальшивые ценности (карьера, материальное благополучие, деньги), вряд ли они будут способны вырастить потомство, здоровое в морально-этическом плане.

    Кстати

    С 1 января 2021 года перечень запрещенных для женщин профессий сократился примерно на четверть. Теперь прекрасным дамам можно садиться за руль самосвалов и фур, работать трактористками, матросами или, например, освоить профессию боцмана. Но работы по непосредственному тушению пожаров для женщин по-прежнему под запретом.

    Поделиться