Учащиеся и пенсионеры смогут бесплатно посещать Главный штаб Эрмитажа

Эрмитаж готовится представить эксклюзивные новинки 2021 года. Странно говорить подобные слова об одном из величайших музейных собраний мира, но именно так описывает ближайшие планы генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Календарь будущих выставок напоминает, что искусство вечно - и неизменно актуально.
Михаил Пиотровский: Эрмитаж в этом году покажет эксклюзивные новинки. Фото: photoxpress

Например, уже совсем скоро, в преддверии православной Пасхи, в Малой церкви Зимнего дворца представят церковные облачения XVII - начала ХХ века из собрания Эрмитажа. Как поясняют кураторы выставки, их исключительность как раз заключается в неизменности, которая тем не менее оказывается подвержена моде. Церковные облачения сохраняли форму как олицетворение незыблемости устоев церковной культуры, но в отделке, использовании тех или иных тканей, характере вышивки изменения все же происходили и связаны они были с господствовавшими стилями в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Проследить эту связь будет очень интересно.

Потрясающей обещает быть выставка "Мистика африканской маски", которую Эрмитаж готовит совместно с Кунсткамерой и двумя частными коллекционерами. "Посмотрим, кто красивее в маске, а кто без маски" - так сформулировал ее концепцию Михаил Пиотровский. А в преддверии Дня Победы один из самых знаменитых музеев мира представит экспозицию "По обе стороны фронта", рассказывающую об успехах советской и немецкой пропаганды во время блокады Ленинграда.

- Наши выставки - сложные, - подчеркивает директор Эрмитажа, - это приглашение к диалогу. Нельзя относиться к походу в музей так же, как к походу в кино. И выставка - это всегда исследование, изучение явления, которое является важнейшей частью музейной работы.

С этой точки зрения максимальный интерес может представлять запланированный вернисаж "неразменных токенов" - как явление, вообще не изученное в современном мире. В 2018-2019 годах Эрмитаж уже представлял две выставки, связанные с искусственным интеллектом и технологией блокчейн. Теперь на очереди - произведения искусства, созданные по типу криптовалюты. Совсем недавно к ним относились почти как к игре, но аукционный дом Christie s перевел разговор в серьезную плоскость. Полностью цифровое произведение Майка Винкельманна, известного под псевдонимом Beeple, в марте нынешнего года было продано за 69 миллионов долларов и вошло в тройку самых дорогих работ ныне живущих художников.

- Искусство переходит в цифровой формат, потому что это отменяет традиционный страх транспортировки, страховки, хранения, - поясняет заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Многие художники активно включились в этот процесс, и настало время его показать. Это будет первая выставка NTF-арта в России и первая площадка для его обсуждения.

Как экспонировать произведение искусства, которое владелец хранит буквально в своем смартфоне, пока обсуждается. Варианты - от виртуальной экспозиции до компьютерных мониторов в залах Эрмитажа или световых проекций. Окончательная концепция выставки сейчас дорабатывается, результат обещают показать к осени.

А на лето горожанам и гостям города приготовлена еще одна хорошая новость. По глубокому убеждению Михаила Пиотровского, "инклюзивность" должна быть рассчитана на людей не только с физическими, но и материальными проблемами. Поэтому с 1 мая билеты в Главный штаб Государственного Эрмитажа, где расположена в том числе замечательная коллекция импрессионистского искусства, для детей, студентов, пенсионеров, инвалидов первой и второй группы будут бесплатными, а в Зимний дворец и связанные с ним корпуса - по льготной цене 300 рублей.

Кстати

Комментируя слухи о подлинности произведений, которые были представлены на выставке "Фаберже - ювелир Императорского двора" в Эрмитаже, Михаил Пиотровский отметил, что в отношении всех экспонатов была проведена так называемая технологическая экспертиза. С ее помощью определяется время создания той или иной вещи и материалы, которые были использованы. С этой точки зрения все экспонаты признаны заслуживающими экспонирования. Вместе с тем лишь 20 процентов всех известных работ знаменитого ювелира признаются бесспорными. Сейчас Эрмитаж совместно с компанией Zeiss готовится приступить к созданию банка данных с описанием всех клейм Ювелирного дома Фаберже, в этой работе уже высказал заинтересованность Faberge Museum из немецкого Баден-Бадена.