07.04.2021 13:06
    Поделиться

    Суд отказал в изъятии земли у переехавшего в Крым фермера-сыровара

    Белогорский суд встал на сторону фермера Дениса Ваньжи, у которого чиновники хотели изъять земельный участок
    Белогорский районный суд отклонил иск Минимущества Крыма к семейной ферме сыровара Дениса Ваньжи об изъятии 50 гектаров земли, купленной в 2016 году при переезде на полуостров. Причиной иска стала ошибка госрегистратора, который неправомерно оформил в собственность землю сельхозназначения, когда та еще находилась в постоянном пользовании у прежнего владельца. Суд первой инстанции поддержал фермера. Но точку в этой истории ставить рано.
    Из личного архива Дениса Ваньжи

    По данным Крымстата, за последние семь лет на полуостров переехали более 200 тысяч жителей материковой части России. Многие из них, чтобы начать дело в Крыму и открыть здесь новое производство, распродали все имущество и вложили в бизнес все свои активы. Среди них екатеринбуржец Денис Ваньжа, который в конце 2016 года продал квартиру на Урале и вместе с супругой и четырьмя детьми переехал в Крым.

    Для создания собственной фермы Feodoro Ваньжа приобрел 50 гектаров земли в Белогорском районе у предыдущего владельца - Юнуса Ибрагимова. Уральцы купили овец редких элитных пород, построили сыроварню и начали возделывать землю. А еще через два года получили республиканский грант в размере 1,5 миллиона рублей на развитие овцеводства. Дела пошли в гору - поголовье увеличилось вдвое, достигнув 150 овец, а количество наименований продукции перевалило за десяток - это сыры разных сортов, творог, молоко.

    Но в конце прошлого года Дениса Ваньжу неожиданно вызвали в суд. Чиновники региональных Госкомрегистра и Минимущества посчитали, что семья фермера владеет землей незаконно, и потребовали вернуть ее в собственность республики. К слову, аналогичные иски пришли еще нескольким землевладельцам, купившим участки уже после возвращения Крыма в состав РФ. Фермеры недоумевают и настаивают на том, что все было по закону.

    - Минимущество РК заявляет, что по законодательству Украины предыдущий собственник не имел права продавать эту землю, потому что на самом деле он был пользователем, а не собственником, - говорит Денис Ваньжа. - Но именно Госкомрегистр в 2015 году на основании державного акта Украины о пользовании землей от 2000 года выдал Ибрагимову свидетельство о собственности уже российского образца и зарегистрировал его в госреестре недвижимости (ЕГРН). А в начале 2017 года ведомство на основании этого свидетельства зарегистрировало сделку купли-продажи между Ибрагимовым и Ваньжой. Минимущество РК, которое по закону имело приоритетное право на выкуп участка, тогда не возражало против отчуждения земли сельхозназначения. Госкомрегистр зарегистрировал сделку. Так почему же, если было какое-то нарушение, Минимущество не заявило об этом тогда, в декабре 2016 года? А сейчас исковая давность (три года - Прим. "РГ") уже прошла.

    По словам Ваньжи, документы о собственности на землю до 2020 года еще несколько раз проходили через разные ведомства и тщательно проверялись. Целевое назначение земли все это время не менялось - как было сельскохозяйственным, так и осталось.

    - Когда в конце 2019 года мы получали грант на развитие овцеводства, то оформили его на супругу, которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. По правилам получения гранта у соискателя должна быть земля - либо в собственности, либо в аренде. Я передал супруге этот участок в аренду на пять лет. И Госкомрегистр еще раз зарегистрировал эту сделку - и вновь никаких препятствий. Мы успешно получили грант.

    Фермер неоднократно встречался в досудебном порядке с главой Минимущества Ларисой Кулинич. На первой встрече ответ министра был лаконичен: "Идет суд, суд решит".

    В официальном ответе Минимущества на запрос "РГ" говорится, что причиной судебного разбирательства стало письмо в ведомство из Госкомрегистра, который во время мониторинга выявил неправомерную передачу сельхозземли из постоянного пользования в собственность и ее регистрацию в ЕГРН. Но "земельные участки сельхозназначения не подпадают под упрощенный порядок государственной регистрации права собственности. Соответственно, земельный участок не мог быть приватизирован по этому порядку. Поэтому Минимущество Крыма обратилось в суд с исками об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков", - объяснили в министерстве.

    В середине марта при посредничестве регионального Минсельхоза Ваньжа вновь попытался найти общий язык с местными чиновниками.

    В ответе на запрос "РГ" замминистра сельского хозяйства Сергей Петелин сообщил, что "по результатам совещания Ваньже предложены варианты решения указанного судебного спора". И по словам самого Ваньжи, на этой встрече промелькнула мысль об аренде земельного участка. Но никакой конкретики не прозвучало.

    Почти полгода Белогорский районный суд изучал все обстоятельства приобретения земли и ее оформления в собственность. 30 марта на пятом по счету заседании суд не нашел нарушений закона со стороны фермера и отказал Минимущества в удовлетворении иска. Супруга Дениса Ваньжи Елена сказала "РГ", что в этот день у семьи был праздник, хотя все понимали, что решением суда первой инстанции борьба за собственное хозяйство может не закончиться. У чиновников есть право его оспорить. И если вдруг вышестоящая инстанция вынесет постановление об отчуждении земли, фермерам придется вернуть государству "грантовые" полтора миллиона рублей и в прямом смысле остаться на улице.

    - Минсельхоз Крыма заинтересован в нашей работе и в принципе помогает, как может, - считает фермер. - Мы же помогаем повышать показатели АПК республики. Мы - единственное предприятие в Крыму, которое дает стабильные удои именно овечьего молока. У нас уникальные в стране породы овец - французская Лакон и немецкая Меринолэнд. Мы не только делаем сыр и молочные продукты из овечьего молока, но и обновляем генетический фонд поголовья - со всей России у нас берут овец для этих целей. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма тоже приобрел двух овец, чтобы провести эксперимент и доказать, что есть смысл разводить эту породу и есть смысл скрещивать ее с другими, в том числе имеющимися в Крыму. Получается, что с одной стороны, государство помогает нам, а с другой - пытается изъять землю, без которой мы не можем выполнить обязательства, предусмотренные грантом.

    Впрочем, пока ни один из документов сделки купли-продажи земельного участка фермеров не признан незаконным или поддельным. .

    Мнение

    Олег Сирота, глава Союза сыроваров России, член Общественной палаты РФ:

    - Фактически из-за банальной бюрократии Крым может потерять хорошее перспективное хозяйство, фермер - предприятие, в которое вложил все свои средства, многодетная семья - крышу над головой. Ведь фермер и его семья живут "на хозяйстве" - городскую квартиру продали, чтобы вложить деньги в дело. И тут такая беда. Этот прецедент может отбить у людей все желание переезжать в Крым и работать. У нас в фермерском сообществе эта тема очень активно обсуждается. Я направил официальное письмо главе РК Сергею Аксенову с просьбой взять ситуацию на контроль, посадить стороны за стол переговоров, найти решение проблемы. Если нужно что-то привести в порядок в соответствии с законом, фермер готов это сделать, согласен даже на бессрочное пользование землей, аренду. Главное - сохранить хозяйство и не погубить семью. Также я обратился к вице-спикеру Госдумы Алексею Гордееву и руководителю исполкома ОНФ Михаилу Кузнецову с просьбой поддержать наше обращение.

    Поделиться