07.04.2021 17:55
    Поделиться

    Как на Урале творческим людям помогают монетизировать вдохновение

    Нынешний год объявлен годом креативной индустрии, которую уже называют драйвером развития регионов. Речь идет о стимулировании интеллектуальной деятельности, которая способна стать доходным бизнесом - это кино, музыка, графика, выставки, народные ремесла и т. д. Один из пилотных регионов, где будут создавать креативные кластеры, - Свердловская область. Чем уральцы собираются удивлять и, самое главное, как намерены монетизировать творчество?
    Татьяна Андреева/РГ

    На днях в редакцию позвонили читатели - рассказали о выставке "Гагаринский старт" в екатеринбургском техникуме имени Курочкина. Студентов-парикмахеров так вдохновила тема 60-летия первого полета человека в космос, что они использовали ее для своих работ - создали пять удивительных "космических" причесок. Что это - разовый ученический опыт или будущее перспективное направление в индустрии красоты?

    Проблема поиска "своей" аудитории стоит, наверное, для всех творческих людей. А если пойти дальше, речь о том, чтобы почитателя превратить в "лояльного клиента". Между тем выпускники профильных вузов часто не понимают, что делать с приобретенным здесь багажом, как реализоваться в жизни, признает профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ) Софья Хабибуллина.

    - Конечно, все они мечтают о популярности. Но в итоге хотят экономической эффективности, хотя и стесняются об этом говорить. Нужна лаборатория, где студенты смогут рассказать о своем проекте, обсудить и реализовать его, - считает она.

    Возможно, теперь талантливые одиночки или целые коллективы получат возможность реализовать свои идеи в рамках креативных кластеров.

    - Творческие люди не обладают ресурсами и навыками для продвижения своего продукта. Поэтому нужны креативные продюсеры и кластеры - чтобы снизить расходы на маркетинг и продвижение, - считает креативный продюсер Анна Лагунова.

    Недавно в "Опоре России" даже появился комитет по развитию креативной индустрии. Эксперты уверяют: уже сейчас это один из динамично развивающихся секторов экономики, поэтому комитет как раз и займется популяризацией предпринимательской деятельности в этой сфере, созданием успешных кейсов, а также площадки для взаимодействия участников, говорит председатель комитета Александра Шереметьева, глава Союза дизайнеров интерьеров России.

    Проблема поиска "своей" аудитории стоит для всех творческих людей. А если пойти дальше, речь о том, чтобы почитателя превратить в "лояльного клиента"

    Но если запрос на такого рода деятельность в экономике и обществе есть, то нормативная база, как водится, отстает - она только формируется на федеральном уровне. Между тем в муниципалитетах уже вовсю реализуются творческие проекты, причем не только в мегаполисах. Например, в прошлом году проект "Лето на заводе" получил поддержку Фонда президентских грантов и Агентства стратегических инициатив: на территории старого чугунолитейного завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти построили летний коворкинг, сцену в виде амфитеатра, ярмарочные ряды, открыли точки общепита, ремесленные лавки, кофейни и лектории. За два дня площадку посетили около 2000 человек - немало в условиях пандемии. Как отмечают эксперты, это хороший способ вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых промышленных площадок.

    Руководитель департамента Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Людмила Капанина подчеркивает: развитие креативных индустрий - общемировая тенденция. Важно, что старт в этой сфере не требует много денег, главное - уникальность идеи или продукта и люди, умеющие это продавать. В перспективе возникнут управляющие компании, занимающиеся такими объектами.

    Но пока кластеры не созданы, идеи обкатывают на готовой площадке. ТРЦ "Мега" не в первый раз сотрудничает с малым бизнесом, бесплатно предоставляя место начинающим предпринимателям, взявшимся, например, за выращивание ароматных трав, изготовление фруктовых чипсов или мыла ручной работы. Нынче же часть площадки в зоне фудкорта отведена под выставку в рамках первого в России фестиваля "Смотреть и видеть", объединившего психологию и искусство.

    Студенты УрГАХУ визуализировали 12 архетипов, которые, как утверждается, есть в каждом из нас: простака, мудреца, воина, бунтаря, шута, правителя... Необычные картины посетители не только с удовольствием рассматривают, но и покупают. Хотя, возможно, и не всегда за ту цену, которую ожидали авторы.

    По соседству с выставкой недавно прошел конкурс для начинающих предпринимателей fashion-индустрии. Участники продемонстрировали свою продукцию в формате модного показа. Члены жюри выбрали победителей - это три производителя одежды плюс "модельер интерьерных ароматов". Радующие глаз и нос коллекции уже на днях появятся в продаже.

    По словам организаторов - мининвестразвития региона и фонда поддержки предпринимательства, в будущем креативщиков пригласят на площадки 6-й Уральской индустриальной биеннале и фестиваля Ural Music Night. Рады будут всем - дизайнерам, архитекторам, айтишникам, музыкантам, живописцам, ремесленникам. Министр Виктория Казакова пообещала, что в рамках этой концепции до конца года будет создано не менее трех арт-резиденций, а значит, можно надеяться, что появятся финансово устойчивые команды, монетизирующие продукты творческой мысли.

    Поделиться