07.04.2021 15:42
    Поделиться

    В Екатеринбурге отказались от аутсорсинга автомобилей скорой помощи

    На Урале тестируют проекты аутсорсинга скорой помощи
    В Екатеринбурге с начала апреля полностью отказались от услуг пермской компании, которая на условиях аутсорсинга в течение двух лет обеспечивала выезды машин скорой медицинской помощи (СМП).

    Власти не стали продлевать с ней контракт. Это обусловлено полным обеспечением собственного парка неотложки новыми автомобилями - главным образом благодаря меценатам. Буквально на днях Фонд святой Екатерины передал 25 скорых, полностью оснащенных медоборудованием, а первая "подарочная" партия - 30 машин - выезжает на вызовы с осени прошлого года.

    - Из 126 бригад 30 работали на автомобилях, обслуживаемых по аутсорсингу. В период пандемии благодаря меценатам парк был укомплектован, - подтверждает главный врач станции СМП Екатеринбурга Игорь Пушкарев.

    По его словам, решение об отказе от услуг пермской компании не потребует дополнительных бюджетных затрат: автохозяйство СМП с ремонтной базой не пришло в упадок, даже ставки для водителей, которые теперь возвращаются в штат, сохранены.

    В отличие от Екатеринбурга, в других городах Свердловской области аутсорсинг скорых только набирает силу. В конце прошлого года заключены три контракта на аренду специализированных машин общей стоимостью 1,346 миллиарда рублей. Самый крупный - более 600 миллионов с обязательствами предоставить и обслуживать 33 автомобиля - для Нижнего Тагила. 18 и 17 частных скорых будет в Первоуральске и Каменске-Уральском. Все контракты выиграло одно из дочерних предприятий госкорпорации "Ростех", специализирующееся на обслуживании медицинского транспорта.

    Отметим: подобные проекты в стране реализуются уже более десяти лет. И все это время не утихают споры о том, насколько эффективна и выгодна такая модель для бюджета и системы здравоохранения. В медицине есть понятие "золотой час" - период, когда человек, оказавшийся в угрожающем для жизни состоянии, должен быть доставлен в больницу. И тут многое зависит от скорости и количества машин.

    В прошлом году правительство РФ выделило 5,2 миллиарда рублей на закупку автомобилей скорой помощи для регионов. А к развитию на территориях проектов аутсорсинга привлекли "дочку" Ростеха, вложившую в приобретение оборудованных по современным стандартам машин более миллиарда рублей.

    В УрФО самый большой опыт в этом деле как раз у Екатеринбурга: первую городскую подстанцию СМП перевели на аутсорсинг еще в январе 2014 года, затем частные автомобили базировались на пяти из 30-ти подстанций города. В южноуральском Копейске пилотный проект, запущенный в январе 2019-го, в начале осени того же года пришлось экстренно свернуть после угрозы забастовки водителей. В период пандемии, когда нагрузка на скорые резко выросла, а частники начали задерживать зарплату водителям и не планировали обеспечивать их "ковидными" выплатами, начались скандалы и в Екатеринбурге. В Нижневартовске после жалоб водителей ситуацию взял на контроль ОНФ.

    А вот в Курганской области рассчитывают, что обойдутся без услуг бизнеса. В нынешнем году департамент здравоохранения региона планирует закупку 78 автомобилей. В ведомстве отмечают, что имеющийся автопарк тоже в хорошем состоянии: из 132-х машин 84 процента эксплуатируются менее пяти лет. О закупке в 2021 году 150 новых авто заявил на днях и челябинский губернатор Алексей Текслер.

    Главный довод сторонников бизнес-механизма - недостаток в регионах собственных скорых. Другой аргумент - непрофильные для медицины функции: техобслуживание, ремонт, работа с ГИБДД, обучение водителей и так далее. Хлопотно и затратно. "Оказание услуг скорой медицинской помощи на условиях аутсорсинга, предполагающего расходование средств на обновление спецтранспорта в течение нескольких лет, обеспечивает снижение текущей финансовой нагрузки на бюджет", - поясняет свердловский минздрав в официальном комментарии. Заключенные для трех муниципалитетов контракты действительно рассчитаны до конца 2023 года. За каждый машино-час из бюджета будет выплачиваться более 600 рублей, владельцы машин, со своей стороны, обещают оперативную и качественную работу.

    - Себестоимость скорой медпомощи крайне высока, - говорит руководитель общественной организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев. - По этой причине не во всех странах она есть. Возможно, сейчас мы не сможем решить проблему обновления парка путем закупки автомобилей. Аутсорсинг - компромиссный вариант.

    Прямая речь

    Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

    - Чтобы более эффективно работать, нужны реформы. Это вопрос не аутсорсинга, а использования привлеченных финансовых ресурсов. Ситуация, с которой мы столкнулись в 2020 году, показала, что скорая архизагружена. Нуждается в обновлении парк, требуется пристальное внимание к этой работе. Мы ставим цель увеличить зарплаты, качественно улучшить работу карет скорой. Весь мир идет по этому пути.

    Поделиться